О первоочередных ИТ-задачах компании «Совтрансавто-Москва» рассказывает Наталья Французова, ее финансовый директор.

Как выглядит автоматизации транспортного предприятия в терминах и приоритетах финансового директора?

У всех транспортных предприятий существует своя специфика, которая диктует приоритетность тех или иных задач. Бизнес «Совтрансавто» связан с зарубежными перевозками. Как финансовому директору, мне важно оптимизировать прямые издержки. В частности, мне необходимо, чтобы был налажен контроль за топливом и действиями водителей в определенных ситуациях. В дорогу им выдают талоны для приобретения топлива на определенных заправочных станциях. Нам важно, чтобы транспорт заправлялся качественным топливом, которым торгуют именно эти автозаправки, и чтобы водитель не реализовывал его на сторону, а взамен приобретал топливо сомнительного качества.

Кроме того, за границей часто встречаются платные дороги, и мы заинтересованы выбирать оптимальный маршрут, чтобы доезжать быстрее и дешевле. Для этого требуется решение, интегрированное с диспетчерской службой. Нам недостаточно информации о том, где в данный момент находится та или иная машина. Мы хотим добиться, чтобы машины выполняли заказы клиентов и как можно меньше простаивали. Задача для ИТ состоит в том, чтобы аккумулировать диспетчерские данные с нашей корпоративной системой и минимизировать время простоя транспорта на территории предприятия. Поэтому необходимо заранее предусмотреть плановое техобслуживание, которое необходимо вовремя проходить и быть к нему готовым — закупить материалы и рассчитать время, необходимое для устранения неисправностей.

 

На рынке есть много предложений разработчиков, учитывающих отраслевую специфику. Для вас, возможно, было бы интересно следить за расходами на мобильную связь, которой активно пользуются водители. Такие решения вас устроили бы?

Да, решения есть, но многие из них уж слишком экзотические. Ту же проблему контроля за расходами на мобильную связь мы решаем проще: доля затрат на сотовую связь не выглядит такой уж значительной в рамках транспортного предприятия, поэтому мы просто устанавливаем лимит, который предоставляет водителям корпоративная sim-карта.

А вот проблема кадров нас волнует гораздо больше. Несмотря на то что у нас довольно низкая текучесть кадров среди водителей и многие из них работают в компании уже по многу лет, для нас актуальна проблема нехватки квалифицированных кадров — их надо обучать, и мы были бы заинтересованы в интеграции автоматизированной кадровой системы, которая у нас уже есть, с данными системы, которая позволила бы нам контролировать молодых водителей и способствовать росту их профессиональных навыков. Но я не видела ни одного законченного решения такого рода, интегрированного

с корпоративной системой.

 

Как вы оцениваете для себя полезность ИТ-службы предприятия?

Это проще всего пояснить на примере. Не так давно польские власти приняли решение о возвращении нам НДС, который мы платим при передвижении по территории их страны. Для этого мы предоставляем все счета, выставляемые нам к оплате польскими топливными компаниями, и подаем документы на возмещение НДС. Но польские службы требуют свою форму счета, в которой отдельно выделяется пробег по территории Польши. Пропорционально этому пробегу польская налоговая служба возмещает НДС. Нам предоставили подробные инструкции, как подавать все необходимые документы. Без автоматизированной системы трудно было бы справиться с этой задачей. Именно благодаря системе только за 2008 год мы смогли вернуть НДС на сумму около 1,5 млн рублей. Мне кажется, этот пример прекрасно характеризует работу нашего ИТ-департамента!