В мире есть уже немало удачных примеров того, как можно использовать социальные сети на благо бизнеса. Например, на страничку компании Ferrari в сети Facebook подписалось почти 4 млн человек, и каждую неделю их количество растет на несколько тысяч. При этом ежегодно Ferrari выпускает порядка 7 тыс. автомобилей. Очевидно, что 99% тех, кто следит за новостями Ferrari, никогда не сможет приобрести автомобиль этой марки. Тем не менее эти люди нужны для успешного брендинга — они поддерживают имидж и эксклюзивность компании. Монетизировать этот успех в виртуальном социуме, согласитесь, интересная задачка для маркетинга.
«С помощью соцсетей можно решать множество задач общего маркетинга: выстраивание отношений с рынком, продажи, вопросы кадров, обучения, повышения квалификации и пр. Кроме того, соцсети — это еще и мощный партнерский канал и инструмент управления поставщиками», — считает Денис Запиркин, независимый эксперт по развитию бизнеса, активный сторонник применения технологий Enterprise 2.0 в России.
Главная ошибка многих бизнес-проектов в соцсетях заключалась в том, что основное внимание уделялось созданию технического инструмента для реализации сценария социальной активности в сети, однако этого недостаточно для успеха такого проекта.
Ключевые роли
Казалось бы, если у людей есть желание делиться эмоциями, впечатлениями, информацией, знаниями и пр., используя для этого социальные сети, то бизнес должен учиться делать деньги с их помощью. Те, кто смогут по достоинству оценить преимущества этого явления и научатся его эффективно использовать, уйдут в отрыв от конкурентов. Тезис этот звучит красиво, но неубедительно до тех пор, пока в компании не появится герой, готовый рискнуть и первым выступить с подобной инициативой перед руководством.
«Продвижение каких-либо новых способов коммуникаций между сотрудниками — это обязанность человека, отвечающего если не за все коммуникации, то по крайней мере за технологическую инфраструктуру, которая их поддерживает», Сергей Адмиральский, директор по ИТ компании «Адамас» |
Запиркин считает, что таким человеком может стать тот, кто за явлением социальных сетей видит возможности для получения дополнительной прибыли и кто способен продвигать всю концепцию на уровне бизнеса: «Число пользователей, регулярно подключающихся к соцсетям, огромно, и если правильным образом выстроить с ними работу, то можно снизить какие-то расходы или заработать. Инициатору активного использования соцсетей в интересах бизнеса следует действовать в связке с одним или несколькими менеджерами, способными эффективно организовать жизнь сообщества в соцсети. Это должны быть яркие личности, способные собрать вокруг себя и зажечь наиболее заинтересованных людей — неявных лидеров, которые в определенный момент набирают критическую массу. И тогда уже не надо никого мотивировать — активные участники сети сами будут генерировать в ней различные события. В дальнейшем работа менеджеров этих сообществ сводится к тому, чтобы в случае затухания активности вбрасывать новые идеи, которые будут с новой силой подпитывать инициативу участников соцсети».
Соцсети «для своих»
К внутрикорпоративным соцсетям отношение в целом неоднозначное. Более других их поддерживают службы HR: в условиях дефицита специалистов на рынке труда они стремятся привлечь в свои компании перспективных молодых сотрудников, для которых общение в социальных сетях — дело привычное и вполне, на их взгляд, удобное и эффективное. Запрет на доступ в социальные сети в рабочее время, существующий в некоторых компаниях, делает их менее интересными для таких соискателей. Разумеется, реальную пользу от соцсетей бизнес получит не от обмена «веселыми картинками» сотрудников в рабочее время, а тогда, когда в соседнем с инструментарием соцсети слое будет находиться слой решений, помогающих менеджерам принимать взвешенные и своевременные бизнес-решения.
Алексей Ефимов, менеджер по ИТ компании «Ягуар Ленд Ровер», видит во внутрикорпоративных социальных сетях продолжение корпоративного интранета: «В нем каждый сотрудник мог что-то публиковать и что-то делать. В сегодняшних внутренних соцсетях происходит то же, но на новом технологичном уровне». Тем не менее в ряде случаев попытки развернуть инструменты соцсетей на корпоративном портале заканчивались провалом. В самом деле, можно издать множество приказов и распоряжений, предписывающих активно пользоваться определенными ресурсами, но если к этому нет внутренней мотивации со стороны сотрудников, то приказами многого добиться не удастся. Дело в том, что портал — это прежде всего ПО, а соцсеть — это в первую очередь люди.
«Отдачу от взаимодействия в рамках соцсетей можно получить тогда, когда перестаешь мыслить техническими категориями и отталкиваешься от интнресов пользователей и от того контента, который их волнует», Владимир Чибисов, CIO компании «Еврохим» |
По признанию Владимира Чибисова, CIO компании «Еврохим», работы по созданию внутрикорпоративной социальной сети здесь начинались именно с портала: «Портал начинается с технологий, а соцсеть строится начиная с элементов социальных взаимоотношений между людьми. Сторонники порталов ориентированы в первую очередь на техническую сторону вопроса. Отдачу от взаимодействия в рамках соцсетей можно получить тогда, когда перестаешь мыслить техническими категориями и отталкиваешься от круга пользователей и от того контента, который их волнует. Мотивировать людей к участию в форумах и общению в рамках портала, действительно, получалось слабо, они это делали через силу, пока в сети не появилось некое отражение человеческих отношений, которые каждый активный сотрудник готов поддерживать. Нам удалось погрузить наших сотрудников в виртуальную жизнь и приучить их к общению в сети».
Хотя социальные сети уже нашли свое место в корпоративной культуре некоторых компаний, тем не менее в большинстве предприятий и организаций бизнес продолжает рассматривать их как некое зло, поскольку соцсети отвлекают сотрудников от выполнения их прямых обязанностей. Надо сказать, подобные мнения небезосновательны. По всей вероятности, отношение к соцсетям со стороны бизнеса изменится тогда, когда это явление станет управляемым и охватит большое количество людей. Тем временем сторонники социальных сетей продолжают искать ответ на вопрос, какую пользу эти среды взаимодействия могут принести бизнесу.
Чибисов сравнивает компанию «Еврохим» с экономическим архипелагом, раскинувшимся на большой территории и объединенным в том числе посредством технологий: «Возможность решать задачи и проблемы через социальную сеть доказала эффективность этого подхода по сравнению с традиционными внутрикорпоративными коммуникациями: он лучше, удобнее, быстрее, участники взаимодействия не ощущают ни расстояний, ни разницы в часовых поясах. В результате огромный коллектив распределился на группы в рамках соцсети и сотрудники стали себя чувствовать комфортно среди равных и близких себе по духу коллег».
Место для CIO
Роль CIO в проектах по созданию корпоративных соцсетей достаточно велика — от его компетенций и предпочтений будет зависеть выбор платформы, обеспечение информационной безопасности общения, интеграция соцсети с ключевыми информационными системами предприятия (почтой, системой аналитики, серверами баз данных, порталами и пр.).
Очень тонкий момент — развертывание корпоративной соцсети. Тем, кто участвует в этом проекте, приходится не только внедрять и настраивать ИТ-основу виртуального сообщества, но и выстраивать межличностные отношения в социальной сети, и далеко не всякий ИТ-сотрудник сможет справиться с этой задачей — для этого нужны не просто грамотные ИТ-специалисты, но еще и коммуникабельные, восприимчивые к человеческому фактору. Подобных сотрудников в ИТ-подразделениях не так много, ведь многие «айтишники» по характеру скорее интроверты, предпочитающие находить общий язык с технологиями, а не с людьми.
Почему подобные проекты нужны CIO? Сергей Адмиральский, директор по ИТ компании «Адамас», уверен, что продвижение каких-либо новых способов коммуникаций между сотрудниками — это обязанность человека, отвечающего если не за все коммуникации, то по крайней мере за технологическую инфраструктуру, которая их поддерживает (видеофорумы, чаты, социальные сети и пр.). «Я считаю это своей прямой обязанностью, — говорит Адмиральский. — В своих недавних отчетах Gartner отмечала, что сейчас CIO приходится искать новые, необычные возможности, поскольку дополнительных денег он пока, скорее всего, не получит (бизнес по-прежнему предпочитает экономить), а ресурсы на развитие все равно надо где-то выискивать. Придется искать что-то новое — то, что не потребует больших инвестиций, но позволит решить текущие задачи по поддержке бизнеса».