В мире есть уже немало удачных примеров того, как можно использовать социальные сети на благо бизнеса. Например, на страничку компании Ferrari в сети Facebook подписалось почти 4 млн человек, и каждую неделю их количество растет на несколько тысяч. При этом ежегодно Ferrari выпускает порядка 7 тыс. автомобилей. Очевидно, что 99% тех, кто следит за новостями Ferrari, никогда не сможет приобрести автомобиль этой марки. Тем не менее эти люди нужны для успешного брендинга — они поддерживают имидж и эксклюзивность компании. Монетизировать этот успех в виртуальном социуме, согласитесь, интересная задачка для маркетинга.

«С помощью соцсетей можно решать множество задач общего маркетинга: выстраивание отношений с рынком, продажи, вопросы кадров, обучения, повышения квалификации и пр. Кроме того, соцсети — это еще и мощный партнерский канал и инструмент управления поставщиками», — считает Денис Запиркин, независимый эксперт по развитию бизнеса, активный сторонник применения технологий Enterprise 2.0 в России.

Главная ошибка многих бизнес-проектов в соцсетях заключалась в том, что основное внимание уделялось созданию технического инструмента для реализации сценария социальной активности в сети, однако этого недостаточно для успеха такого проекта.

 

Ключевые роли

Казалось бы, если у людей есть желание делиться эмоциями, впечатлениями, информацией, знаниями и пр., используя для этого социальные сети, то бизнес должен учиться делать деньги с их помощью. Те, кто смогут по достоинству оценить преимущества этого явления и научатся его эффективно использовать, уйдут в отрыв от конкурентов. Тезис этот звучит красиво, но неубедительно до тех пор, пока в компании не появится герой, готовый рискнуть и первым выступить с подобной инициативой перед руководством.

Сергей Адмиральский, директор по ИТ компании «Адамас»
«Продвижение каких-либо новых способов коммуникаций между сотрудниками — это обязанность человека, отвечающего если не за все коммуникации, то по крайней мере за технологическую инфраструктуру, которая их поддерживает», Сергей Адмиральский, директор по ИТ компании «Адамас»

Запиркин считает, что таким человеком может стать тот, кто за явлением социальных сетей видит возможности для получения дополнительной прибыли и кто способен продвигать всю концепцию на уровне бизнеса: «Число пользователей, регулярно подключающихся к соцсетям, огромно, и если правильным образом выстроить с ними работу, то можно снизить какие-то расходы или заработать. Инициатору активного использования соцсетей в интересах бизнеса следует действовать в связке с одним или несколькими менеджерами, способными эффективно организовать жизнь сообщества в соцсети. Это должны быть яркие личности, способные собрать вокруг себя и зажечь наиболее заинтересованных людей — неявных лидеров, которые в определенный момент набирают критическую массу. И тогда уже не надо никого мотивировать — активные участники сети сами будут генерировать в ней различные события. В дальнейшем работа менеджеров этих сообществ сводится к тому, чтобы в случае затухания активности вбрасывать новые идеи, которые будут с новой силой подпитывать инициативу участников соцсети».

 

Соцсети «для своих»

К внутрикорпоративным соцсетям отношение в целом неоднозначное. Более других их поддерживают службы HR: в условиях дефицита специалистов на рынке труда они стремятся привлечь в свои компании перспективных молодых сотрудников, для которых общение в социальных сетях — дело привычное и вполне, на их взгляд, удобное и эффективное. Запрет на доступ в социальные сети в рабочее время, существующий в некоторых компаниях, делает их менее интересными для таких соискателей. Разумеется, реальную пользу от соцсетей бизнес получит не от обмена «веселыми картинками» сотрудников в рабочее время, а тогда, когда в соседнем с инструментарием соцсети слое будет находиться слой решений, помогающих менеджерам принимать взвешенные и своевременные бизнес-решения.

Алексей Ефимов, менеджер по ИТ компании «Ягуар Ленд Ровер», видит во внутрикорпоративных социальных сетях продолжение корпоративного интранета: «В нем каждый сотрудник мог что-то публиковать и что-то делать. В сегодняшних внутренних соцсетях происходит то же, но на новом технологичном уровне». Тем не менее в ряде случаев попытки развернуть инструменты соцсетей на корпоративном портале заканчивались провалом. В самом деле, можно издать множество приказов и распоряжений, предписывающих активно пользоваться определенными ресурсами, но если к этому нет внутренней мотивации со стороны сотрудников, то приказами многого добиться не удастся. Дело в том, что портал — это прежде всего ПО, а соцсеть — это в первую очередь люди.

Владимир Чибисов, CIO компании «Еврохим»
«Отдачу от взаимодействия в рамках соцсетей можно получить тогда, когда перестаешь мыслить техническими категориями и отталкиваешься от интнресов пользователей и от того контента, который их волнует», Владимир Чибисов, CIO компании «Еврохим»

По признанию Владимира Чибисова, CIO компании «Еврохим», работы по созданию внутрикорпоративной социальной сети здесь начинались именно с портала: «Портал начинается с технологий, а соцсеть строится начиная с элементов социальных взаимоотношений между людьми. Сторонники порталов ориентированы в первую очередь на техническую сторону вопроса. Отдачу от взаимодействия в рамках соцсетей можно получить тогда, когда перестаешь мыслить техническими категориями и отталкиваешься от круга пользователей и от того контента, который их волнует. Мотивировать людей к участию в форумах и общению в рамках портала, действительно, получалось слабо, они это делали через силу, пока в сети не появилось некое отражение человеческих отношений, которые каждый активный сотрудник готов поддерживать. Нам удалось погрузить наших сотрудников в виртуальную жизнь и приучить их к общению в сети».

Хотя социальные сети уже нашли свое место в корпоративной культуре некоторых компаний, тем не менее в большинстве предприятий и организаций бизнес продолжает рассматривать их как некое зло, поскольку соцсети отвлекают сотрудников от выполнения их прямых обязанностей. Надо сказать, подобные мнения небезосновательны. По всей вероятности, отношение к соцсетям со стороны бизнеса изменится тогда, когда это явление станет управляемым и охватит большое количество людей. Тем временем сторонники социальных сетей продолжают искать ответ на вопрос, какую пользу эти среды взаимодействия могут принести бизнесу.

Чибисов сравнивает компанию «Еврохим» с экономическим архипелагом, раскинувшимся на большой территории и объединенным в том числе посредством технологий: «Возможность решать задачи и проблемы через социальную сеть доказала эффективность этого подхода по сравнению с традиционными внутрикорпоративными коммуникациями: он лучше, удобнее, быстрее, участники взаимодействия не ощущают ни расстояний, ни разницы в часовых поясах. В результате огромный коллектив распределился на группы в рамках соцсети и сотрудники стали себя чувствовать комфортно среди равных и близких себе по духу коллег».

 

Место для CIO

Роль CIO в проектах по созданию корпоративных соцсетей достаточно велика — от его компетенций и предпочтений будет зависеть выбор платформы, обеспечение информационной безопасности общения, интеграция соцсети с ключевыми информационными системами предприятия (почтой, системой аналитики, серверами баз данных, порталами и пр.).

Очень тонкий момент — развертывание корпоративной соцсети. Тем, кто участвует в этом проекте, приходится не только внедрять и настраивать ИТ-основу виртуального сообщества, но и выстраивать межличностные отношения в социальной сети, и далеко не всякий ИТ-сотрудник сможет справиться с этой задачей — для этого нужны не просто грамотные ИТ-специалисты, но еще и коммуникабельные, восприимчивые к человеческому фактору. Подобных сотрудников в ИТ-подразделениях не так много, ведь многие «айтишники» по характеру скорее интроверты, предпочитающие находить общий язык с технологиями, а не с людьми.

Почему подобные проекты нужны CIO? Сергей Адмиральский, директор по ИТ компании «Адамас», уверен, что продвижение каких-либо новых способов коммуникаций между сотрудниками — это обязанность человека, отвечающего если не за все коммуникации, то по крайней мере за технологическую инфраструктуру, которая их поддерживает (видеофорумы, чаты, социальные сети и пр.). «Я считаю это своей прямой обязанностью, — говорит Адмиральский. — В своих недавних отчетах Gartner отмечала, что сейчас CIO приходится искать новые, необычные возможности, поскольку дополнительных денег он пока, скорее всего, не получит (бизнес по-прежнему предпочитает экономить), а ресурсы на развитие все равно надо где-то выискивать. Придется искать что-то новое — то, что не потребует больших инвестиций, но позволит решить текущие задачи по поддержке бизнеса».