Одновременно с наращиванием дискового пространства в компании ECAR пришлось оптимизировать стоимость владения системой хранения данных
«Поддержка работы конструкторов требует очень серьезных аппаратных и программных средств», Николай Евлахов, директор по ИТ ECAR |
Российский инженерный центр ECAR — конструкторское бюро, созданное концерном Airbus в Европе за пределами своих стран-участниц, — начал работу в марте 2003 года как совместное предприятие Airbus и группы компаний «Каскол». Прежде всего, в ECAR занимаются конструкторскими разработками и прочностными расчетами планеров.
Российское бюро было изначально ориентировано на работу с зарубежными партнерами в Германии и Франции, это наложило свой отпечаток и на формирование ИТ-инфраструктуры ECAR. Ее пришлось адаптировать и под тех и под других. У французской стороны при проектировании используется один набор программных средств, а у германской — другой. «Нам приходится работать и с теми и с другими. Поддержка работы конструкторов требует очень серьезных аппаратных и программных средств. Для работы конструктора используются довольно мощные графические станции на базе оборудования HP», — рассказывает Николай Евлахов, директор по ИТ ECAR.
Кроме того, системы CAD/CAE работают как на Unix-платформах, так и на Windows. Соответственно, ИТ-специалистам ECAR приходится поддерживать работу с данными как по протоколу CIFS для инфраструктуры Windows, так и по протоколу NFS для работы в Unix-среде.
«Нужно было сделать так, чтобы человек мог работать с теми же файлами и папками, видя одну и ту же информацию из разных операционных сред. Несмотря на то что большинство конструкторских бюро работает сейчас в Windows, есть немало бюро, которые работают в Unix, — поясняет Игорь Жидков, администратор систем Unix компании ECAR. — У Airbus существует свой стандарт на программную и аппаратную составляющую, и мы должны его поддерживать. Традиционно процесс проектирования самолетов очень консервативен, поэтому, даже если какое-то программное обеспечение устаревает, мы все равно должны обеспечить возможность получить из архива документацию в электроном виде, пусть даже созданную в этом ПО 20 лет назад».
Требования к системе хранения
Компания ECAR развивается, и в ее портфеле появляются новые проекты. Чтобы их поддерживать, требуется расширение дисковой подсистемы. Примерно к 2007 году в компании подошли к необходимости увеличить емкость дисковых массивов. Для этого предстояло выбрать, расширять ли существующую либо покупать новую систему хранения данных (СХД).
Прежняя СХД была организована таким образом, что любое наращивание памяти и дискового пространства требовало весьма значительных затрат, поэтому одновременно с выбором решения встала задача оптимизации с точки зрения совокупной стоимости владения. «Прежняя система хранения данных была закрытая, полная документация по ее обслуживанию в свободном доступе отсутствовала, а в рамках контракта на поддержку локальным администраторам не разрешалось выполнять ряд операций. В частности, чтобы включить, выключить, изменить конфигурацию и пр. мы были обязаны вызывать специалистов. Кроме того, СХД — это ядро нашей ИТ-инфраструктуры, требующее высокого уровня доступности, поэтому ежемесячная поддержка решения также обходилась нам в существенную сумму. Главным образом высокая стоимость поддержки была обусловлена тем, что мы владели устройством старшего класса», — поясняет Евлахов.
«Что касается развития СХД, нам было понятно, что надо менять и от чего отказываться. Поэтому я согласен, что устройство старшего класса не для нас», — поддерживает коллегу Жидков. Итак, от развития прежней СХД решено было отказаться.
Одним из ключевых требований к новой системе была возможность масштабирования. «Если к нам в работу поступает новый проект, то добавление дисков и предоставление дисковых ресурсов должно проводиться практически моментально. У нас есть своя команда поддержки, которая не предполагает передачи этих функций на аутсорсинг. Также нам требовалось, чтобы система была открыта, документация — доступна и чтобы обеспечивалась поддержка в России со стороны вендора. Выбирая решение, мы ориентировались на апробированную практику в вопросах организации СХД в Airbus», — рассказывает Евлахов.
ИТ-специалисты ECAR остановили свой выбор на системе NetApp FAS3140. «В ее пользу сыграло наличие собственной реализации протоколов NFS и CIFS, то есть не нужно было покупать отдельный сервер», — отмечает Жидков. Сегодня СХД в ECAR обеспечивает хранение данных офисных приложений, систем CATIA, CADDS, VPM, данных программ для расчетов прочности Nastran и Patran. Помимо этого, на СХД хранятся данные системы виртуализации VMware ESX. В ближайшее время ECAR рассмотрит вопрос о переносе на СХД данных Microsoft Exchange, Microsoft SQL Server, СУБД Oracle. Доступ к данным производится с нескольких операционных систем: HP-UX, Sun Solaris, Windows.
Оценки итогов и облачные перспективы
«С помощью специалистов NetApp нам удалось понять, как себя ведет купленное нами устройство, и научиться им пользоваться. Сейчас мы большую часть повседневных задач решаем самостоятельно, не привлекая внешних консультантов. При необходимости мы можем проконсультироваться с вендором», — рассказывает Жидков.
На этапе настройки основной сложностью была привязка СХД к системе резервного копирования на основе ленточной библиотеки Sun StorageTek SL500 и ПО Atempo Time Navigator. Это решение используется Airbus, но в России с компанией Atempo не работает ни один системный интегратор или вендор. «Хотя в Airbus это ПО — стандартное решение, наш партнер не настаивал на безусловном следовании своим стандартам. Мы оценили стоимость перехода на решение другого производителя и его дальнейшее сопровождение. Также мы учли затраты, которые уже были нами сделаны, и пришли к выводу, что экономически нецелесообразно менять решение на более популярное», — поясняет Евлахов.
Данные c СХД предоставляются пользователям и программам через Ethernet-соединение по протоколам CIFS и NFS, при этом резервное копирование ведется на ленточную библиотеку по волоконно-оптическому соединению. Таким образом, резервное копирование и доступ пользователей к данным выполняются в физически разделенных сетях. Это позволило существенно сократить время резервного копирования/восстановления данных.
«К нам приходит пакет задач, и к определенному времени мы должны вернуть обратно результаты нашей работы. Время определено очень жестко. Взаимоотношения с Airbus улучшились за счет того, что наши инженеры быстрее стали выполнять свою работу, так как теперь быстрее работают с данными. Меньше стало задержек, так как скорость доступа к данным стала выше», — рассказывает Евлахов.
Сегодня на «повестке дня» ИТ-подразделения ECAR — виртуализация серверов. По оценкам ИТ-специалистов ECAR, развернутой технологии СХД и имеющегося дискового массива в той конфигурации, которая внедрена, должно хватить как минимум на три года, чтобы поддерживать работу инженеров. Но специфика бизнеса такова, что каждый поступающий в ECAR новый проект требует определенного объема дискового пространства, который определяется на основе предпроектной документации. Виртуализация позволит повысить эффективность использования СХД.
Почему бы не использовать набирающие популярность облачные сервисы? «Как мне кажется, имеющиеся на рынке облачные решения, хотя и предоставляют массу преимуществ, с точки зрения безопасности все еще недостаточно “обкатаны”. Облачные сервисы предполагают, что мы свои данные будем хранить у кого-то на стороне. Сложно представить, чтобы Airbus доверил кому-то свою конфиденциальную информацию. Подождем, когда у облачных решений наступит эра зрелости», — считает Жидков.
«У Airbus существуют внутренние требования к информационной безопасности. Убедить иностранного партнера хранить данные у стороннего российского партнера крайне сложно, — поясняет Евлахов. — Сегодня нам важнее всего сохранить и постоянно подтверждать свою деловую и профессиональную репутацию перед нашим западным партнером, поэтому мы должны обеспечивать все, что требуется с точки зрения ИБ. Нынешние требования Airbus не будут соблюдены, если мы станем хранить пакеты не на нашей территории, поэтому пока мы придерживаемся консервативного подхода в отношении хостинга и облаков».