Общая задача, которая сегодня стоит перед музеями, — создать банк изображений предметов, входящих в их собрания. Ее решение позволяет музеям открыть доступ к своим коллекциям широкому кругу клиентов — специалистов и обычных посетителей, дать им возможност
На сегодняшний день не более 10% предметов, имеющихся в собраниях музеев, представлено в постоянной экспозиции. Кроме того, музеи должны заботиться и о сохранности имеющихся фондов. Сделать большую часть коллекций, состоящих из ценных хрупких или ветхих экспонатов, доступной позволяют различные технологии оцифровки.
Фонды Государственного музея истории религии Санкт-Петербурга (ГМИР), открытого в ноябре 1932 года, единственного в России и одного из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии, насчитывают почти 200 тыс. экспонатов. Это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов: от архаики, Древнего Египта и Израиля до раннего европейского Средневековья; от Древней Греции и Рима до новейшего времени. Древнейшие экспонаты музейного собрания — археологические находки, датируемые VI тысячелетием до н. э. «Наши коллекции сформированы по конфессиональному принципу и включают в себя предметы из самых разных материалов, которые либо являлись культовыми предметами, либо использовались в богослужебных целях, либо по сюжету связаны с религиозной тематикой, — рассказывает Екатерина Терюкова, заместитель директора музея. — И так же, как и все музеи, мы должны заботиться о сохранности предметов, входящих в наши коллекции».
Одним из условий сохранности предметов и коллекций является создание так называемых страховых копий предметов, которые сегодня являются неотъемлемым элементом работы музеев. Они необходимы и в экспедиционно-выставочной деятельности, и в хранительской, и в редакционно-издательской, для подготовки коммерческих материалов и издания СD-дисков научного, просветительского или хранительского характера.
Особенно важно создать страховые копии предметов, хрупких по материалам или технике исполнения. Например, фотографии склонны выцветать, изображение на них теряется, а стекло может быть случайно разбито. Кроме того, копии необходимы при реставрации. Проблемы могут возникнуть и при выезде на выставку. «При передаче предметов на хранение в другой музей мы должны привезти с собой не только вещь, но и копию этой вещи (распечатку) — это обязательное условие любых выставок. По ней на месте описывается сохранность предмета, и если в ходе экспонирования с предметом что-то случается, копия позволяет аргументировать претензии и решать вопрос о том, кто и за чей счет будет реставрировать вещь», — поясняет важность проблемы Терюкова. Оцифровка коллекций позволяет решить эти задачи. Создаваемая электронная копия является точной копией предмета и тем мерилом, по которому может быть при необходимости произведена реставрация.
Оцифровку коллекций в музее производят и самостоятельно с помощью собственного фотографа, на бесконтактном сканере, и с помощью подрядчика — компании «ЭЛАР». В музее всего один человек, который сканирует объекты, формирует банк описаний и обеспечивает выдачу изображений сотрудникам или по запросу со стороны. Поэтому оцифровка своими силами — процесс не быстрый. И при необходимости оцифровать большой массив музей обращается к компании «ЭЛАР», опыт работы с которой у него уже имеется. «Они работают профессионально и оперативно, обеспечивая сохранность предметов», — оценивает работу подрядчика Терюкова.
Конечно, начали с самых хрупких предметов и коллекций, с использованием в большинстве случаев бесконтактного сканирования. На сегодняшний день созданы страховые копии экспонатов из фонда «Негатека» (около 1000 негативов — не только пленочные, но и уникальные негативы на стекле), отсканирован фонд Н. П. Лихачева — фотографии XIX — начала XX века с изображениями икон, ныне хранящихся в Русском музее. В результате проведения работ, включая экспертизу массива и последующее сканирование, созданы страховые копии экспонатов из фонда «Религии Востока» — всего около 6 тыс. страниц тибетских книг (ксилографов). Книги хранятся в деревянных футлярах или обернуты материалом в основном в очень ветхом состоянии — это отдельные листы нестандартной формы, текст на которых выполнен иероглифами с большим количеством рисунков. В 2010 году завершены работы по переводу в электронный вид документов по теме «Масонские ложи в зеркале архивных документов XVIII – начала XX века», содержащих около 4 тыс. страниц — грамоты, конституции, уставы, обрядники, гимны, протоколы заседаний, переписка, рисунки, фотографии, дипломы, клятвы, печатные издания, рукописные конспекты, автографы разного формата. Большинство документов в очень ветхом состоянии. Есть страницы с выцветшим текстом (слепой текст).
Такая оцифровка направлена, как уже говорилось, на повседневную деятельность, а также дает возможность предоставить эти копии исследователям, приходящим в музей, вместо того чтобы открывать для них фондохранилище. Например, ранее была оцифрована «Палестинская коллекция» — около 6 тыс. изображений позволяют не обращаться к подлинникам, давая при этом внутренним, а главное, внешним пользователям возможность работать с изображениями. «Для этой коллекции создается специальный раздел сайта в Интернете (www.gmir.ru), — рассказывает Терюкова. — Мы продолжаем наполнять его этими изображениями. Скоро он станет доступен самой широкой публике. Аналогичный ресурс был сделан по исламу, он представлен в Интернете». Можно совершить виртуальную экскурсию по залам музея, и в перспективе рассчитывают, что создание страховых копий позволит музею отразить себя в Сети максимально широко.
В планах также работы по сканированию и ретроконверсии учетной документации и ретроконверсии каталога, что необходимо для автоматизации деятельности музея — эффективной организации музейного учета, регистрации, выдачи и возврата произведений, оформления всех видов документов, получения статистических данных, сохранения истории движения музейного предмета. Каталог с возможностью поиска по различным атрибутам необходим и исследователям.