Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР) продолжит развитие своих систем, автоматизирующих основную и поддерживающую деятельность, активно используя возможности аутсорсинга

«Каждый должен заниматься своим делом, поэтому передача ИКТ-систем на аутсорсинг — логичное решение для большинства федеральных органов исполнительной власти», Александр Пищелко, начальник управления экономики, финансов и бухгалтерского учета Федеральной службы по финансовым рынкам РФС января 2009 года началось медленное восстановление основных фондовых индексов в России, увеличился и объем торгов. Весь год финансовые рынки отыгрывали потери, которые они понесли в результате финансово-экономического кризиса.

Изменения на российском финансовом рынке были впечатляющими: во-первых, выявлена его адаптация к «экстремальным» перепадам конъюнктуры — сначала падение до 80%, затем относительно ускоренный рост до 130%; во-вторых, достигнуто лучшее за последние три года значение соотношения сделок, совершаемых с российскими акциями на крупнейших биржевых площадках в Москве и Лондоне (69 и 31% соответственно); наконец, в-третьих, российский финансовый рынок вошел в десятку крупнейших рынков мира по объему срочных сделок.

«Миссия Федеральной службы по финансовым рынкам России заключается в обеспечении стабильности, прозрачности, справедливости финансового рынка и защиты интересов инвесторов в целях превращения финансового рынка в эффективный механизм трансформации сбережений в инвестиции, необходимые для модернизации экономики», — рассказывает Александр Пищелко, начальник управления экономики, финансов и бухгалтерского учета ФСФР России.

В течение последнего года эта федеральная служба уделяла особое внимание системным мерам по развитию финансового рынка. Большая часть стабилизационных и краткосрочных мер была направлена на регулирование и снижение рисков финансовых инструментов, повышение надежности финансовых институтов, регулирование рынка производных финансовых инструментов, совершенствование инфраструктуры финансового рынка и повышение его ликвидности.

Вместе с тем правовая база регулирования российского фондового рынка в условиях его интеграции в мировую экономику требует дальнейшего развития. Крайне необходимо разработать новые предложения по принятым ранее программным документам, по наполнению их конкретными мероприятиями и задачами на более отдаленную перспективу. Из этого вытекает первая цель ФСФР России — совершенствование правового регулирования с целью создать благоприятные условия для формирования конкурентоспособного финансового рынка в Российской Федерации.

Для адаптации к тенденциям на международном рынке ценных бумаг и снижения рисков на финансовом рынке осуществляется — как государством, так и корпорациями — взвешенная финансовая политика. При этом усилия ФСФР России должны быть направлены как на совершенствование правового регулирования финансового рынка, так и на обеспечение соблюдения законодательства на финансовом рынке всеми его участниками. Отсюда следует вторая цель ФСФР России — обеспечить эффективный и своевременный контроль и надзор на финансовом рынке, чтобы защитить законные права и интересы его участников.

Структура и ИТ

Структура ФСФР России включает в себя десять управлений. В организационную структуру входят 13 территориальных органов и 29 территориальных отделов.

Деятельность бюджетного учреждения, как и любой другой компании или организации, можно разделить на два больших блока: основная деятельность, которую выполняют профильные подразделения службы, и поддерживающая. Для автоматизации основной деятельности в ФСФР России используется система электронного документооборота на базе IBM Lotus, через которую проходят все документы центрального аппарата, к ней постепенно подключаются региональные отделения. На сегодня все структурные подразделения ФСФР России и ее территориальные органы подключены к единой корпоративной почте, ведутся работы по внедрению в территориальных органах электронных административных регламентов по осуществлению регистрации эмиссии и контрольно-надзорных функций. Естественно, все данные защищены от несанкционированного доступа и идентифицируются с использованием электронной цифровой подписи. Вся входящая, исходящая и внутренняя почта переводится в электронный вид, каждому письму присваивается номер, и все они также поступают в систему электронного документооборота. В конце октября ФСФР объявила о вводе в эксплуатацию системы мониторинга нестандартных сделок на российском фондовом рынке, разработанной на базе программных решений компании NICE Actimize. Реализовать проект помогли российские партнеры Actimize — группа компаний «Фан» и «Прогноз».

Автоматизация процессов, протекающих в обеспечивающих подразделениях (в управлении экономики, финансов и бухгалтерского учета, управлении административно-технического обеспечения, отделе кадров), а также все, что связано с планированием доходов, расходов, учетом государственных контрактов и т. д., реализовано на базе платформы «Парус-Бюджет 8», развернуты ее модули «Бухгалтерский учет», «Расчет заработной платы», «Сведение отчетности. Центр учета», «Централизованное материально-техническое снабжение», «Администратор».

В ФСФР используется система сбора отчетности от всех региональных отделений, построенная на основе системы «Парус» и позволяющая работать через Web-интерфейс. «Руководители и исполнители региональных отделений готовят максимально детализированные отчеты о своей деятельности, начиная от количества зарегистрированных проспектов ценных бумаг, их номинальной стоимости и заканчивая сведениями о проведенных проверках и наложенных административных штрафах. Эти отчеты предоставляются в центральный аппарат ФСФР ежеквартально», — поясняет Пищелко. Структурные подразделения центрального аппарата службы также составляют отчеты о своей непосредственной деятельности. Кроме того, готовятся отчеты по законотворческой деятельности.

Магистральные ИТ-направления и затраты

«Доля расходов на ИТ в общем бюджете ФСФР, по приблизительным оценкам, составляет 15–20%, и с каждым годом эта доля растет, — отмечает Пищелко. — Затраты на ИТ в целом (на аппаратные средства, ПО, лицензии, поддержку, разработку, внедрение и сопровождение систем) составят примерно 150 млн руб. в год».

ИТ-служба ФСФР развивает два крупных проекта: первый — документооборот и электронные регламенты, которые работают на базе IBM Lotus; второй — развертывание и развитие системы приложений на платформе «Парус-Бюджет 8». Практически все обслуживание ИТ-инфраструктуры ФСФР передано на аутсорсинг. «Службе невыгодно содержать штат собственных ИТ-специалистов, — поясняет Пищелко. — Во-первых, зарплата у государственных служащих не такая высокая, а иметь в штате на такой зарплате высококлассных программистов и системных администраторов весьма проблематично. Во-вторых, увеличивая штат сотрудников отдела ИТ (их, скорее всего, следует отнести к обеспечивающей деятельности), мы тем самым уменьшаем число сотрудников основных профильных подразделений. Поэтому мы перешли на аутсорсинг. Единая служба поддержки пользователей обходится нам примерно в 11 млн руб. в год».

Пищелко уверен, что в любой сфере деятельности должны работать профессионалы: «Каждый должен заниматься своим делом. Передача ИКТ-систем на аутсорсинг — логичное решение для большинства федеральных органов исполнительной власти. Любое государственное учреждение, любой орган исполнительной власти ориентирован на работу с организациями, с компаниями, с населением. Без ИТ-поддержки эти структуры работать уже не смогут, но тратить средства на новые собственные разработки самим бюджетным учреждениям нет никакого смысла. ИТ-поддержка необходима, но она не должна находиться в штате — это экономически невыгодно».

Перспективы

Информационная система будет развиваться в части делопроизводства и административных регламентов, причем развитие это будет происходить как в центральным аппарате, так и в региональных отделениях. Второе направление работ — планирование и контроль результатов деятельности структурных подразделений. В ближайшее время в ФСФР России по данной системе планируется внедрить модуль визуализации (чтобы представлять информацию более наглядно), доработать имеющиеся и разработать новые отчетные формы (поскольку количество статистической информации с каждым годом увеличивается) и продолжить развитие информационной системы обеспечения финансово-экономической деятельности (в 2010 году в ФСФР был пересмотрен подход как к планированию финансовых потребностей, так и к контролю за их исполнением через государственные контракты).

«Сейчас в нашем управлении экономики, финансов и бухгалтерского учета ФСФР России каждый сотрудник работает в системе “Парус-Бюджет 8” со своим модулем, и привязка этих модулей к исполнению государственных контрактов пока еще не реализована, — признается Пищелко. — В дальнейшем планируется обеспечить привязку, начиная с момента формирования плана-графика закупок для государственных нужд, и отслеживание реализации этого плана на всех этапах, с прикреплением всех отчетных документов в электронном виде. Эту работу мы планируем завершить к концу 2011 года».