Как правило, вузы создают и сопровождают свои информационные системы силами собственных сотрудников, студентов и аспирантов. Этот подход имеет свои выгоды, но недостатки и риски его также весьма велики. Как же сохранить выгоды, присущие внутренним разрабо
Алексей Калинин, старший управляющий по корпоративным проектам компании «ABBYY Россия»:
Чаще всего разработка и сопровождение информационных систем в вузах осуществляется силами студентов (реже аспирантов). Связано это с ограниченными финансовыми ресурсами, а также с тем, что пользователи здесь — это внутренние службы самого вуза. Однако существует и иной подход, который активно применяется на Западе и постепенно распространяется у нас: внутри вуза открываются центры разработки. По сути, это самостоятельные коммерческие организации. Подобные центры есть, например, в Московском государственном институте электроники и математики (МИЭМ). Сотрудники таких центров — все те же студенты, которые не просто проходят учебную практику, а работают и получают зарплату. В таких центрах, как правило, создаются более проработанные решения, активизируется инновационная составляющая. Отчасти решается и проблема текучести кадров: студенты заинтересованы работать здесь, поскольку получают не только материальное вознаграждение, но и возможность приобрести практические знания. Если подобный центр вузу создать пока не удается, выход один — уделять больше внимания готовым решениям, которые обладают достаточной гибкостью для кастомизации под конкретные условия вуза. Свою систему можно составлять из набора уже готовых решений. Еще один совет — использовать решения с открытым кодом.
Дмитрий Смирнов, руководитель дирекции по работе с образовательным и государственным секторами компании «АйТи»:
Считаю, что к созданию вузовских информационных систем необходимо активно привлекать не только внешние компании, но и ведущих сотрудников вузов, причем как непосредственно к разработке систем, так и в качестве аналитиков или консультантов по процессам вуза, для оценки и учета требований конечных пользователей. Результативной может стать схема, при которой разработка информационной системы ведется на принципах открытого кода (или условно открытого) совместно сообществом из вузовской среды и компанией-модератором, чьи основные задачи — управление процессом разработки, контроль версионности, регулярная проверка качества.
Анна Самолётова, менеджер по работе с вузами компании Sybase CIS:
Многие вузы предпочитают создавать у себя профильные кафедры, лаборатории и даже предприятия, для которых, кстати говоря, существуют специальные налоговые льготы. При этом вуз должен изначально задумываться о преемственности разработки, смотреть на несколько лет вперед, привлекать к работе молодое поколение, передавать опыт и заинтересовывать. Многие преподаватели отмечают, что лучшим вариантом было бы приобретать готовое коммерческое решение, а потом сопровождать и развивать его силами студентов. Конечно, чтобы сопровождать такую систему, неплохо было бы пройти обучение. Информационные системы должны создаваться под управлением ИТ-профессионалов, при поддержке администрации вуза и общей их заинтересованности в конкретном результате.
Денис Бушковский, заместитель генерального директора по работе с вузами экспертного центра корпорации «Галактика»:
В последние два года ситуация сильно изменилась: руководители многих вузов стали внимательно изучать рынок ERP-систем — тех, в которых реализовано соответствующее отраслевое решение. Вузы готовы отказываться от своих разработок и получать комплексные услуги от ведущих ИТ-компаний страны. В высшей школе идут активные изменения, и свои системы приходится постоянно дорабатывать и переписывать, а с такими задачами отделы ИТ вузов явно не справляются. Кроме того, резко усилилась конкуренция между вузами, и чтобы выстоять, вузу необходимо повышать уровень информатизации.
Евгений Джаксимов, менеджер по проекционному оборудованию московского представительства компании Epson:
Альтернативный подход очевиден — это сотрудничество с системным интегратором, специализирующимся на решениях в области образования. Если вузу и компании-интегратору удается найти более глубокие взаимные интересы, чем просто поставка оборудования или программного обеспечения, то результат получается впечатляющим.
Михаил Богатырев, профессор кафедры автоматики и телемеханики Тульского государственного университета:
Профильные кафедры и лаборатории могут вполне успешно работать, поскольку способны, по крайней мере, готовить специалистов в конкретных ИТ. Успех деятельности ИТ-предприятия при вузе зависит, прежде всего, от того продукта или технологии, которыми занимается предприятие.
Елена Безрукова, руководитель направления «образование» компании Auvix:
Мы являемся приверженцами подхода, при котором этап внедрения в вузе программно-аппаратного решения, дальнейшее сопровождение и модернизация всей системы — это новый формат отношений между компанией, внедрявшей решение вместе с вузом, и самим вузом. Эффективным является заключение сервисного договора (с расширенным значением) между вузом и компанией, которая занималась разработкой и внедрением решения. Период, когда есть необходимость в таком договоре, сторонами всегда оговаривается особо.
Александра Базжина, руководитель практики прикладных решений компании Рамэк:
У вузов сейчас появилось понимание, что можно найти промышленное специализированное решение и при этом обеспечить грамотный процесс внедрения — без потери данных, подстройки ПО под организационные процессы конкретного вуза. В ходе реализации проекта поддержка системы постепенно передается вузовской команде, которую обучают и готовят консультанты интегратора. Вузам с высоким уровнем автоматизации внутренних процессов, но достаточно большим «зоопарком» систем целесообразно продолжить процесс автоматизации, создав единое хранилище данных и внедрив BI-систему. Такой способ хорош тем, что не затрагивая абсолютного большинства пользователей, позволяет получить качественные, верифицированные данные и показать их наглядно, в виде ключевых показателей, руководству вуза. После завершения такого проекта уже можно думать о целесообразности замены тех или иных систем или, напротив, их сохранения и развития.