Попытки сделать корпоративные ИТ как можно более дешевыми начались уже в тот момент, когда те появились среди активов организаций. Была придумана масса как технологических, так и управленческих механизмов. Однако далеко не все они универсальны, а некото
Одним из способов, позволяющих при правильном подходе существенно снизить затраты на инфраструктуру, является виртуализация. Современные средства виртуализации позволяют строить отказоустойчивые решения и при этом повышать надежность системы в целом. Приложения, работающие в виртуальных машинах, меньше привязаны к аппаратным средствам, их легче перемещать с одного физического сервера на другой.
Основными выгодами при этом являются значительное сокращение серверного парка и, соответственно, снижение стоимости его обслуживания. В некоторых случаях при виртуализации UNIX-систем удавалось достигнуть окупаемости проекта менее чем за год.
Одним из наиболее известных примеров организации, где эффективно используется серверная виртуализация, является «АМТ Банк» (бывший «БТА Банк»). Его специалисты виртуализировали около 90% всей серверной инфраструктуры, развернули 250 виртуальных серверов. В результате совокупная стоимость владения ИТ-инфраструктурой снизилась в четыре раза (Смирнов Н. Виртуальное большинство // Директор ИС. – 2009. – № 11).
Виртуализация рабочих мест предполагает, что на центральном сервере хранятся образы операционных систем и приложений, доступ к которым пользователь может получить удаленно. Единожды введя свои реквизиты, он получает среду для работы со всеми личными настройками и ПО. Экономия так же очевидна: использование универсальных компьютеров, на базе которых организованы удаленные рабочие места, отсутствие «привязки» персонала к конкретным рабочим местам, централизованное управление ИТ-парком и оперативное решение любых проблем пользователей. Отдельно следует упомянуть возможность использования при этом «тонких клиентов».
Исследование, проведенное Lancaster University, показало, что применение тонких клиентов, вопреки распространенному мнению, может быть выгодно не только крупным компаниям. Как выяснилось, даже в сегменте SMB установка тонких клиентов дает экономию затрат, связанных с компьютерным оборудованием, до 50%; положительный эффект может наблюдаться даже в организации с шестью пользователями.
Бизнес по-быстрому
Зачастую у бизнеса есть идея и средства, но нет времени и ресурсов для реализации ее поддержки с помощью ИТ. В данной ситуации организовать бизнес с нуля можно с помощью интегратора, используя аутсорсинг и грамотно подходя к созданию собственной ИТ-инфраструктуры.
Типичной услугой в этом случае является хостинг оборудования. Данная услуга предполагает, что само «железо» располагается в серверном помещении провайдера хостинга и подключено с помощью высокопропускных каналов связи к офисам клиента. Оборудование может принадлежать как провайдеру, так и заказчику услуги, а сервер может быть как физическим, так и виртуальным.
В случае аренды вычислительных мощностей клиент может сосредоточиться на своем основном бизнесе и пользоваться ИТ как услугой. В качестве позитивных моментов такого подхода можно назвать прозрачную схему расходов, отсутствие или сокращение ИТ-персонала и сопутствующих издержек. За счет хостинга оборудования достигается сокращение затрат на обслуживание используемых приложений: во-первых, провайдер, работая с производителями приложений, имеет большие, нежели заказчик, скидки на лицензии. Во-вторых, он может использовать одно приложение для нескольких клиентов, разделяя ресурсы.
Вторым, «облегченным», вариантом хостинга является ситуация, когда провайдер лишь предоставляет места в стойках на своей площадке. При этом оборудование принадлежит клиенту, а поставщик услуг обеспечивает электропитание и рабочую среду в помещении. Как правило, провайдер такого хостинга — организация, занимающаяся этим профессионально, имеющая качественную инфраструктуру и налаженные бизнес-процессы.
«В случае когда нужно достаточно оперативно развернуть инфраструктуру и запустить приложения, альтернативы у аренды вычислительных мощностей практически нет», — уверен Максим Янпольский, главный операционный директор компании «Третий Рим».
Чтобы запустить проект в короткие сроки, компании «Третий Рим», занимающейся оказанием брокерских и консалтинговых услуг в области управления активами и инвестиционными продуктами, пришлось прибегнуть к аренде оборудования. На базе аутсорсингового ЦОД компании «Крок» были развернуты серверная подсистема, файловое хранилище, локальная вычислительная сеть и сервер антивирусной защиты. Таким образом, был образован фундамент для запуска бизнеса. Аренда оборудования позволила существенно сократить не только сроки запуска проекта, но и первоначальные инвестиции.
Бизнес компании критически зависит от непрерывности процессов, а при работе с частными клиентами фактор доверия является основополагающим. «Мы не можем позволить себе риски, обычно возникающие при строительстве собственной ИТ-инфраструктуры, и поэтому использовали аутсорсинговую модель — воспользовались услугами профессионалов, готовых обслуживать наши ИТ-системы», — говорит Янпольский.
Тем не менее впоследствии арендуемое оборудование было заменено на собственное. «Это было сделано исключительно в целях экономии. Для нас очень важным критерием является стоимость владения», — комментирует Янпольский. Очевидно, что аренда оборудования в среднесрочной перспективе обходится дороже, чем приобретение своего.
Кроме того, есть и другие факторы, свидетельствующие в пользу приобретения оборудования в собственность. В условиях кризиса многие поставщики стали предлагать дополнительное финансирование — фактически речь идет о рассрочке: они готовы разбивать платежи на части.
И все же от услуг хостинга «Третий Рим» отказываться не собирается и перенос вычислительных мощностей под собственное управление не планирует. Более того, планируется использовать все больше приложений, работающих по модели SaaS, которые будут функционировать в «облаке».
Ярким примером преимущества этой модели может служить сервис Google, предлагающий услуги корпоративной почты. За сумму около 50 долл. за рабочее место в год можно получить «коробочный» продукт, не требующий администрирования и управления. При традиционном же способе развертывания электронной почты необходимо приобрести сервер, закупить необходимое ПО и нанять системных администраторов для обслуживания, что обойдется гораздо дороже.
Облака предпочтительнее выглядят и с точки зрения безопасности. «Я считаю, что риск утечки информации через крупного провайдера гораздо ниже, чем в любом другом случае», — говорит Янпольский. Очевидно, что тот же Google, продавая почтовый сервис, будет уделять безопасности и борьбе со спамом больше времени, чем специалисты некрупной компании.
«Умный» хостинг
Торговая сеть «Эльдорадо» также использует хостинг, однако приобретаемые услуги носят более специфический характер, что связано с изменением подхода к работе всей сети. «Цель компании — предлагать лучшие цены и обслуживание, повышая при этом эффективность бизнеса. Такой подход предполагает строгий контроль затрат, в том числе обусловленных ИТ», — подчеркивает Артем Натрусов, ИТ-директор компании. Для компании решения SAP признаны корпоративным стандартом, и с вендором было заключено корпоративное соглашение, что позволяет несколько удешевить проводимые проекты и дальнейшую стоимость владения системой.
Однако более важной частью экономии стали внедряемые инфраструктурные инициативы. В рамках одной из них (получившей внутреннее обозначение SAP Hosting) и был заключен договор об управляемом хостинге бизнес-решений на базе SAP.
«Хотя большинство российских компаний до сих пор стремится иметь инфраструктуру во внутреннем управлении, зачастую ее целесообразнее отдавать внешним поставщикам услуг», — считает Натрусов. Как минимум речь может идти об аренде мест в коммерческих ЦОД, или даже об аренде самих вычислительных мощностей и полном отказе от владения ими. При этом компания получает (помимо морального удовлетворения от факта нахождения в русле мировых тенденций) предсказуемый уровень сервиса, адекватную безопасность, прогнозируемость расходов и высвобождение внутренних ресурсов. Есть и негативные последствия: снижение скорости реакции при возникновении проблем, повышенные требования к планированию развития информационных систем.
В России крайне мало поставщиков, способных предложить такого рода услуги высочайшего качества, поэтому заказчикам приходится обращаться к зарубежным партнерам. Согласно договору, заключенному с компанией Itelligence, «Эльдорадо» разместила решения SAP в ЦОД Bautzen (Германия), а также получила услуги по их администрированию и мониторингу.
Специалисты Itelligence разработали техническую концепцию с использованием процессоров IBM Power6 на основе pSeries и аппаратного обеспечения x86. Серверы pSeries используются для обеспечения наиболее ресурсоемких процессов, включая работу СУБД. Поддерживающие системы реализованы с использованием серверов x86. Весь системный ландшафт оптимизирован с точки зрения масштабируемости и отказоустойчивости. Процесс резервного копирования для баз данных большого размера был усовершенствован благодаря использованию технологии FlashCopy.
В соответствии с существующей практикой реализации подобных проектов, права пользования ПО SAP и баз данных принадлежат «Эльдорадо». Itelligence предоставляет лицензии на резервное копирование, операционную систему и ПО мониторинга.
Легче, но дороже
Еще одним механизмом, направленным на облегчение финансовой нагрузки на предприятие, является лизинг ИТ-оборудования. В мире явление ИТ-лизинга распространено весьма широко.
Заключив договор лизинга на несколько лет, компания получает оборудование сразу, а оплату производит поэтапно. По окончании такой аренды лизингополучатель может выкупить оборудование по остаточной стоимости, продлить договор или заключить новый, заменив оборудование на более современное. Некоторые интеграторы с помощью лизинга оказывают услуги по поэтапной замене ИТ-инфраструктуры заказчика. Не секрет, что замена всей инфраструктуры является крайне дорогим и болезненным процессом, затрагивающим огромное количество служб, не связанных напрямую с ИТ (бухгалтерия, логистика, закупки, административные дирекции, склады). Особенно тяжела она для компаний, имеющих большую распределенную сеть офисов. Сервис предполагает плавную замену инфраструктуры за разумные деньги, выплачиваемые постепенно.
Использование лизинговых схем позволяет компаниям быстро и без значительных первоначальных затрат получать необходимое оборудование для решения своих задач.
Существует и «классический» лизинг, когда специализирующаяся на подобных операциях лизинговая компания выкупает оборудование и сдает его заказчику в аренду по схеме лизинга. Фактически при этом клиент получает кредит на сумму стоимости оборудования и выкупает его, возвращая этот кредит. Такая схема для клиента с финансовой точки зрения намного выгоднее прямого банковского кредита.
Тем не менее ИТ-лизинг в России до сих пор крайне непопулярен. «Лизинговые предложения в России не слишком привлекательны с финансовой точки зрения. Иначе говоря, лизинг дорог», — уверен Александр Реут, ИТ-директор Останкинского мясоперерабатывающего комбината.
«Цена лизинга вполне сопоставима с арендой оборудования, и это делает его экономическую привлекательность спорной», — согласен Янпольский.
В каких же случаях имеет смысл прибегать к лизингу, а в каких — к аренде?
«У лизинга плюс один: компания получает необходимое ей оборудование и оговаривает с лизингодателем финансовую схему. В случае же аренды она может выбирать лишь из набора готовых решений», — подчеркивает Реут. Зачастую выбор ограничен стандартным и недорогим оборудованием, и компания не может подобрать именно тот вариант, который ей нужен. Например, лезвийный сервер в нужной конфигурации взять в аренду вряд ли получится. Бесспорным плюсом аренды оборудования является ее оперативность: она может быть предоставлена практически мгновенно.
Если компании необходимо получить в распоряжение специфичное высокопроизводительное оборудование, то вариант аренды может отпасть сам собой. В этом случае как раз может быть интересна лизинговая схема: будет разумным договориться с поставщиком о поставке дорогостоящего оборудования и оптимизировать платежи, не изымая из оборота большие денежные суммы.
Окончательное решение зависит от условий, на которых осуществляется лизинг: его экономической целесообразности, требуемой скорости и сроков принятия решений по вводу в эксплуатацию инфраструктуры. Важны используемые в компаниях стандарты финансового или бухгалтерского учета — разные подходы могут абсолютно по-разному трактоваться в бухгалтерской отчетности и относиться к различным статьям (капитализируемые/некапитализируемые расходы, применяемые способы амортизации оборудования и т. д.). «По моему мнению, в текущих российских реалиях и при сокращающихся сроках амортизации оборудования, а также при всех сопряженных финансовых рисках лизинг будет оправдан только в исключительных случаях», — резюмирует Янпольский.