От BI не надо ждать чудес
В 2009 году мировой рынок средств бизнес-аналитики и управления эффективностью предприятия достиг 9,3 млрд долл. При этом, как отмечают в Gartner, его рост не прекратился, в отличие от многих других сегментов ПО, хотя и был ниже, чем в 2008 году. Рынок средств аналитики оказался весьма стабильным. О стабильности этого сегмента ИТ-рынка говорят и в IDC, правда, с оговоркой, что определенный спад на нем все же наблюдался, пусть и весьма незначительный.
В Aberdeen Group полагают, что основная поддержка сегмента идет со стороны некрупных компаний. С появлением относительно «легких» систем (в том числе модели SaaS и решений с открытым кодом) средства BI перестали быть привилегией крупных компаний и проникают в организации с более ограниченными ресурсами. Главными предпосылками обращения к ним становятся оперативный доступ к данным и «наведение порядка» в бизнес-процессах. Как показывает практика, многие компании, особенно некрупные, страдают от недостатка прозрачности. В период кризиса проекты внедрения аналитических систем зачастую получают наивысший приоритет.
Как отмечает Алексей Никульшин, начальник планово-экономического отдела компании «Русагротранс», переход к промышленным аналитическим системам актуален как для крупных, так и для небольших компаний. «Все аналитические задачи можно решить в электронных таблицах, но это сопряжено с огромным количеством проблем», — признает он. Главные из них — недоверие руководства к предоставляемой информации, трудоемкость операций и огромное влияние «человеческого фактора» — становятся для компаний все более критичными. Но несмотря на высокую заинтересованность менеджмента компаний во внедрении аналитических систем, серьезным барьером для российских предприятий является то, что большинство из них не готово предоставить для анализа достоверные данные. Они не имеют информационного фундамента в виде налаженной системы учета, а без него внедрять аналитические решения бессмысленно. Внедрение BI действительно является неплохим выбором для антикризисного проекта: длится он относительно недолго, а бизнес-эффект дает почти мгновенно. Но необходимо, чтобы компания достигла определенной информационной зрелости. Непонимание этого ведет к провалу проектов, а средствам BI создается негативная репутация. «Не стоит ждать чудес: от внедрения бизнес-аналитики в компании не появятся достоверные данные», — подчеркивает Никульшин.
К 2014 году отечественный ИТ-рынок должен вырасти более чем вдвое
В рейтинге стран по показателю «Готовность к информатизации», опубликованном Economist Intelligence Unit, Россия набрала 4 балла и заняла 59-е место среди 70 участников. В качестве критериев оценки выступали развитие коммуникаций и технологическая инфраструктура, бизнес-среда, социально-культурные условия, правовое поле. Но особенно низкие оценки были получены в номинациях «Приятие ИТ-потребителями и бизнесом» и «Политика и стратегия государства в отношении ИТ».
«Расходы российских компаний на ИТ-услуги, выраженные в процентах ВВП, отличаются от затрат западных организаций более чем в 10 раз», — подчеркнул Айдан Манктелоу, редактор Economist Intelligence Unit, аналитического подразделения журнала The Economist. Если говорить об общем объеме ИТ-расходов, составляющем в России 1,2% ВВП, то здесь разрыв несколько меньше, но все равно остается кратным. Отстают российские компании по инвестициям в ИТ и от других стран БРИК, среди которых явным лидером является Бразилия. Тем не менее согласно прогнозам EIU, на российском ИТ-рынке в 2011–2014 годах будет наблюдаться «взлет» с ежегодным приростом около 18%. Таким образом, к 2014 году отечественный ИТ-рынок должен вырасти более чем вдвое и составить 35,7 млрд долл. Эти прогнозы говорят о признании аналитиками некоторого прогресса с политической точки зрения и успешности государственных инициатив, направленных на модернизацию экономики.
Как полагает Ольга Стерхова, партнер McKinsey, главной проблемой российских компаний является неэффективная организация труда. «Разговоры об оптимизации бизнес-процессов остаются для большинства компаний пустым звуком», — говорит Стерхова. Создается ощущение, что даже собственники компаний далеко не всегда заинтересованы в повышении их эффективности. Между тем разница в производительности труда между отечественными и зарубежными компаниями поистине огромна.
«Российский рынок недостаточно конкурентен», — уверен Теймур Штернлиб, директор по ИТ X5 Retail Group. Когда конкуренция в России достигнет уровня западных стран, компании, желающие выжить, будут вынуждены искать пути и средства, чтобы быть лучше остальных. При этом речь будет идти и о внедрении современных технологий, и о реорганизации бизнес-процессов. «Лет через пять ситуация кардинально изменится», — уверен Штернлиб.
Ведущий рубрики — Николай Смирнов.