РЫНОК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Интеграция продолжается
Как подсчитали в Gartner, рынок программного обеспечения промежуточного слоя (application integration middleware, AIM) в 2009 году составил 15,9 млрд долл. Это на 2,8% больше, чем в 2008 году. Аналитики подчеркивают, что в прошлом году на рынке AIM дела обстояли лучше, чем в большинстве других сегментов ПО. Тем не менее в плане роста 2009 год стал худшим за всю историю существования этого рынка. Из-за сокращения бюджетов многие интеграционные проекты, особенно долгосрочные, были отложены или даже прекращены. При этом проекты по построению сервис-ориентированных архитектур и систем управления бизнес-процессами рассматриваются многими крупными компаниями как стратегически важные, и именно это придает рынку AIM стабильность. 58% рынка AIM находится в руках пяти крупнейших поставщиков. Безоговорочное лидерство по-прежнему принадлежит IBM (31%). Далее идут Oracle, Microsoft и Software AG и TIBCO. Крупнейшими региональными рынками, что вполне естественно, являются Северная Америка и Западная Европа. Страны Восточной Европы, находясь под сильным влиянием кризиса, продемонстрировали крайне скромные результаты.
За гипервизоры хотят платить
По данным IDC, 17,7% новых серверов, приобретаемых в регионе EMEA, являются виртуализованными. Всего в 2009 году было поставлено 355 тыс. виртуализованных серверов и 485 тыс. лицензий на гипервизоры. В IV квартале 2009 года на рынке серверной виртуализации были отмечены первые признаки восстановления. Многие компании начали модернизацию вычислительных мощностей, которая долго откладывалась. Выручка от продаж ПО для виртуализации серверов по итогам IV квартала 2009 года выросла почти на 4%. При этом рынок продолжает смещаться в сторону платных гипервизоров. Коммерческое ПО составило основу 72% всего объема виртуализованных серверов. Среди вендоров первое место продолжает удерживать VMware. Несколько сократила отставание от нее Microsoft, однако более показательным стал рывок Citrix, переведшей свой продукт XenServer в категорию бесплатного.
Меньше — на разработку, больше — на продвижение (ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!)
Объем рынка разработки и поддержки интернет-проектов в России за 2009 год достиг 9,2 млрд руб. Таким образом, по оценкам компании «Тэглайн», его рост составил около 35%. Справедливости ради следует отметить, что исследование проводилось на основе опроса поставщиков услуг. Однако его авторы уверяют, что при расчетах делались поправки, учитывающие завышение респондентами своих показателей, а также наличие рынков с непрозрачными бюджетами. Интересно, что по заявлениям ряда крупных игроков рынка, Web-разработки по объемам либо не изменились в 2009 году, либо выросли крайне незначительно. Произошло уменьшение бюджетов непосредственно на разработку, но одновременно выросли бюджеты на смежные услуги, в том числе продвижение.
Стандарт x86 становится все популярнее
В 2010 году в регионе EMEA рынок серверов несколько увеличится. Как ожидают в IDC, его рост составит примерно 2,4%. Аналитики подчеркивают, что данный прогноз весьма позитивен, особенно с учетом очень слабых прошлогодних результатов, когда продажи упали на 26%. Тем не менее в ближайшие годы рынок будет крайне далек от возвращения на докризисный уровень. Аналитики отмечают рост популярности стандартных индустриальных технологий. Корпоративные клиенты, традиционно приобретавшие «тяжелые» решения, все больше внимания уделяют архитектуре x86. На серверы стандарта x86 сейчас приходится 58% оборота, что на 7% больше, чем в прошлом году.
УПРАВЛЕНИЕ
Контрактники подешевели
ИТ-специалисты, как и все остальные сотрудники, почувствовали на себе влияние кризиса. Прекратился поголовный рост заработных плат, сократилось число предлагаемых вакансий. Но для контрактных сотрудников, нанимаемых для выполнения краткосрочных работ, изменения оказались более ощутимыми, чем для их коллег, работающих на постоянной основе. Как показало исследование, проведенное американской редакцией Computerworld, среднее сокращение зарплат контрактников составило 3,3%, тогда как у штатных сотрудников зарплаты остались практически без изменений. Ухудшение экономики подчеркнуло более рисковый характер работы временных сотрудников. С сокращением объемов проектных работ многие из них остались невостребованными. Это повысило конкуренцию на рынке кандидатов и снизило их финансовые ожидания.
ИТ-специалистам не хватает бонусов
Три четверти ИТ-специалистов, занятых в финансовом секторе, предполагают в течение 2010 года сменить работу. Более того, по данным рекрутингового агентства Hays, 60% могут начать поиски в самое ближайшее время. Основным мотивирующим фактором является заработная плата. Как подчеркивают аналитики, снижение заработных плат, увеличение нагрузки и риск увольнения привели к радикальному снижению лояльности сотрудников. Более половины из них по результатам 2009 года не получили бонусов — это весьма значительный удар по благосостоянию сотрудников (бонусы могут составлять до 20% годового дохода).
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
В утечках не уверены
Несмотря на растущие риски, связанные с утечкой конфиденциальной информации (угроза репутации и штрафы), ситуация с контролем утечек остается далекой от идеала. Более того, менеджеры, отвечающие за безопасность данных, стали выражать меньшую уверенность в адекватной оценке результатов произошедших инцидентов. Особенно ярко это выражается в ответах на вопрос, существует ли угроза персональным данным в результате утери или кражи ноутбука. Опрос, проведенный TheInfoPro в середине прошлого года, показал, что 40% специалистов по безопасности не могли с уверенностью определить потенциальные риски от инцидента. В нынешнем году число менеджеров, выражающих неуверенность в последствиях, выросло до 59%. Это может свидетельствовать как об общем снижении защиты мобильных устройств, так и о признании существования большего числа угроз данным. Например, одним из факторов, влияющих на задержку в принятии мер по защите информации, может быть ожидание перехода на платформу Windows 7.
Защищают, но не то
Организации тратят большие средства на обеспечение соответствия правовым требованиям и защиту от случайных утечек конфиденциальной информации. Однако при этом они недостаточно защищают от утечки гораздо более ценные секретные корпоративные данные. Как считают в Forrester, затраты на обеспечение безопасности не соразмерны ценности защищаемой информации. Как и должно быть, компании тратят деньги, чтобы защитить информацию клиентов, медицинские данные и информацию о кредитных картах. Но им следует уделять больше внимания защите своей интеллектуальной собственности и информации, которая имеет для них первостепенное значение. Утрата интеллектуальной собственности может привести к долговременной потере конкурентных преимуществ компании. Кроме того, проведенное исследование показало, что в то время как организации уделяют основное внимание защите от случайной утери информации, целенаправленная кража данных сотрудниками обходится в 10 раз дороже.
Аналитики подчеркивают, что инсайдерские риски являются реальной угрозой, а современная корпоративная среда с ее динамичным обменом информацией, в который вовлечено множество внешних лиц, создает благоприятные условия для утечки и кражи данных. Большинство компаний на самом деле не знают, насколько эффективны программы по безопасности, определяя степень их действенности только на основе примерного подсчета количества инцидентов.
Атака на менеджеров
В 60% случаев конфиденциальные данные крадутся в результате хакерской деятельности, как заявляют в Symantec. Данный вид угроз касается не только крупных корпораций: по результатам исследования, в 2009 году 75% бизнес-структур подвергались разного рода кибератакам.
При этом отмечается увеличение количества атак, направленных на конкретные компании. Возможность получения выгоды от публикации корпоративной информации заставляет киберпреступников уделять пристальное внимание корпоративному сектору. Они переходят от простых атак к крайне изощренным шпионским кампаниям, целью которых становятся крупнейшие мировые корпорации и правительственные структуры. Кроме того, аналитики отмечают, что хакеры используют распространенную в социальных сетях персональную информацию для организации массовых атак на ключевых менеджеров целевых компаний.
Кибератаки приходят в основном из развивающихся стран — Бразилии, Индии, Польши, Вьетнама и России. В 2009 году эти страны вышли на первые позиции в рейтинге источников (а также целей) вредоносной активности злоумышленников. Активное преследование киберпреступников со стороны развитых стран заставило мошенников уйти в развивающиеся государства, где вероятность наказания за такие действия существенно ниже.
ИТ-БЮДЖЕТЫ
В ИТ инвестируют активнее
По оценкам Forrester, в 2010 году объем американского ИТ-рынка вырастет на 8,4% и достигнет 550 млрд долл. Аналитики уверены, что в III кварта ле 2009 года рынок достиг дна. В январе рост рынка США прогнозировался на уровне 6–7%. Однако поведение компаний заставило изменить прогнозы: потребители ИТ стали инвестировать активнее, чем ожидалось. Наблюдается рост расходов как на компьютерное оборудование, так и на ПО — многие компании в 2009 году откладывали обновление ИТ-активов до лучших времен. Именно эти сегменты ИТ-рынка и предопределяют его рост. Сегменты ИТ-консалтинга и средств связи увеличатся на 7%. Интересно, что рост ИТ-аутсорсинга будет скромнее и не превысит 4%. В целом же мировой ИТ-рынок в 2010 году должен вырасти на 7,7% — до 1,6 трлн долл.
ТЕХНОЛОГИИ И БИЗНЕС
Компьютеры снова покупают
В первом квартале 2010 года мировой рынок персональных компьютеров вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 24%. Как считают в IDC, эти весьма неплохие результаты подтверждают тенденцию восстановления, начавшегося еще в IV кварта ле 2009 года, и являются следствием стабилизации спроса в корпоративном секторе. Основной причиной повышения активности компаний становится обновление ИТ-инфраструктуры, и наиболее ярко это проявляется в развитых регионах. Главным мотивирующим фактором выступает миграция на операционную систему Windows 7.
Почта будет меняться
Самым востребованным приложением для совместной работы по-прежнему остается электронная почта, что подтверждает 91% специалистов, опрошенных компанией Harris Research. Однако требования пользователей к электронной почте меняются. Судя по результатам исследования, в будущем ей суждено претерпеть значительные изменения.
С одной стороны, пользователям нравится, что электронная почта сохраняет легкодоступные записи по истории коммуникаций и позволяет одновременно вести переписку со многими корреспондентами. Кроме того, пользователи ценят электронную почту больше других средств совместной работы из-за высокого уровня комфорта: это приложение дает возможность легко и просто связываться с другими людьми как внутри компании, так и за ее пределами. Вместе с тем исследование показало, что большинство используемых решений вызывает ряд проблем. Например, 32% опрошенных посетовали на отсутствие возможности связи в реальном времени, 25% пользователей не нравятся ограниченные возможности хранения, а 21% раздражен тем, что сообщения в почтовом ящике хранятся бессистемно. Помимо электронной почты, для совместной работы используют совместные рабочие пространства (shared spaces), голосовую и видеосвязь, сервисы мгновенных сообщений и социальные сети. Половина из тех, кто пользуется социальными сетями, нарушают запреты и ограничения ИТ-отделов.
Опрос показал, что электронная почта нуждается в модернизации — люди хотят использовать ее как платформу для совместной работы над документами, организации мгновенного обмена сообщениями и видеоконференций и при этом иметь адекватные возможности для хранения сообщений. Кроме того, электронная почта должна быть привязана к механизмам социальных сетей.
Программы не тестируют
Почти в каждой десятой компании не считают необходимым тестирование программ. Такой результат дал опрос, проведенный компанией Sogeti среди специалистов по тестированию. И хотя свыше половины корпораций признают необходимость тестирования, его стоимость они считают слишком высокой. Только 27% опрошенных сообщили, что в их компании тестирование рассматривается как обязательный этап, на который следует выделять достаточное количество средств.
Проблемы, связанные с неадекватным тестированием программного обеспечения, наглядно проявились в недавнем инциденте с автомобилями Toyota. Именно ошибку в программе компания назвала причиной неполадок в тормозной системе некоторых моделей. Но, несмотря на широкую известность этого случая, значительные убытки, которые понесла Toyota, и ущерб ее репутации, многие другие компании не изменили подхода к тестированию. Тестирование программ необходимо для обеспечения качества и защиты репутации компании, подчеркивают в Sogeti. Однако из-за отношения руководства слишком часто создаются препятствия для надлежащего тестирования.