По оценкам J’son & Partners Consulting, российский рынок аренды делового ПО в 2009 году составил около 3 млн долл. Это примерно 0,4% от всего отечественного делового ПО, объем которого оценивается почти в 710 млн долл. По сравнению с 2008 годом российский рынок SaaS вырос не менее чем на 50%. Такой рост обусловлен как запуском новых проектов, так и появлением тематических каталогов решений, включением SaaS-продуктов в интернет-магазины ПО, а также увеличением числа реселлеров SaaS-решений за счет хостинговых компаний и провайдеров широкополосного доступа.
К настоящему моменту ассортимент SaaS-систем уже достаточно велик — более 30 различных предложений, большинство которых можно отнести к двум группам: CRM-решения и системы коллективной работы (в западной классификации ССС — Сontent, Communication and Сollaboration). Число решений, рассчитанных на узкоспециализированные отраслевые задачи, единично.
Средняя месячная стоимость одной лицензии в сегменте CRM-решений составляет 500–1800 руб., в категории систем коллективной работы — 470 руб., бухгалтерских программ — 300 руб. Эти тарифы рассчитаны на компании SMB-сектора с числом пользователей от двух до десяти.
Хотя общее число предприятий SMB в России составляет около 1,6 млн, лишь около 2 тыс. из них используют бизнес-приложения в рамках модели SaaS. Тем не менее существует ряд областей деятельности, в которых SaaS-решения востребованы гораздо больше. Это торговля, телекоммуникации и сфера услуг. Есть несколько основных барьеров, препятствующих развитию российского рынка аренды ПО. Главные из них — это низкая степень доверия аутсорсинговым схемам и не соответствующий запросам клиента уровень сервиса. Еще одним фактором становится «цифровое неравенство» между регионами. Ограничения, связанные с развитием телекоммуникационной инфраструктуры, формируют ареал обитания пользователей вокруг технологически развитых регионов — в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга. Наконец, свою роль сыграл экономический спад. Если во всем мире кризис стал мощным катализатором развития SaaS, то в России он явился, скорее, сдерживающим фактором. Большинство организаций в сложившихся экономических условиях предпочли оставить ИТ-инфраструктуру и персонал без изменений, сохранив прежний уровень заработной платы и увеличив нагрузку на них.
Как резюмируют аналитики J’son & Partners, в существующих экономических, технических и культурных условиях SaaS в России вряд ли способен стать массовым решением и полноценной заменой существующего ПО для организаций. Залогом успешного развития рынка SaaS-решений должна стать лояльность со стороны потребителей аутсорсинговых услуг.
«С точки зрения развития облачных услуг существует Москва, занимающая 80–90% рынка, и остальная Россия», — говорит Тимур Фарукшин, директор по консалтингу IDC в России. При этом речь идет не только об уровне развития каналов связи, хотя проблема «последней мили» до сих пор остается актуальной.
Региональные пользователи просто культурно не готовы к использованию принципиально новых услуг. У нестоличных компаний совершенно другие проблемы, и бизнес просто не видит пользы в модели SaaS.
О культурных проблемах говорит и Евгений Лагунцов, системный архитектор HP в России. «Безусловно, далеко не все корпоративные решения могут быть перенесены в облако — прежде всего из-за того, что компании не готовы отдавать информацию в чужие руки», — уверен он. В некоторых случаях опасения являются беспочвенными, но иногда имеют реальную основу.
«Россия должна заработать репутацию страны, где можно безопасно хранить свои данные», — признает генеральный директор «Оверсан-Скалакси» Дмитрий Лоханский. Это вполне реально, но здесь необходимо не только изменить общекультурную и криминогенную ситуации, но и позицию силовых структур. Чрезвычайно важна и просветительская работа: люди до сих пор не знают о существующих на рынке продуктах. От поставщиков услуг требуется активное продвижение своих сервисов.
«Кроме того, нужно развивать такой фундаментальный показатель, как отказоустойчивость решений», — продолжает Лоханский. Многие российские ЦОДы имеют недостаточное качество. Например, в случае отказа охладительного оборудования (особенно это актуально летом) облако «падает», что сразу создает негатив относительно самой концепции облачных услуг.
Блог обозревателя: blogs.osp.ru/users/nikas77