Этому способствует то, что, во-первых, ИТ легко воспроизводимы (если, конечно, покупатели ИТ располагают достаточными ресурсами), а значит, сами по себе не могут рассматриваться как долгосрочное конкурентное преимущество. Во-вторых, в большинстве своем руководители бизнеса весьма смутно представляют себе возможности корпоративных ИТ, а потому неохотно финансируют масштабные ИТ-проекты, используют потенциал полученных решений далеко не полностью и, как правило, не приходят в восторг от полученных результатов. Неудивительно поэтому, что бизнес нередко смотрит на людей мира ИТ как на своего рода «коммунальщиков» в белых воротничках.
В-третьих, бизнесу зачастую не хватает решимости и терпения, чтобы в уже начавшихся масштабных проектах с серьезной ИТ-составляющей довести до конца задуманные организационные преобразования (это становится еще одной причиной того, что ожидания бизнеса относительно ИТ-проектов и инвестиций сильно расходятся с его восприятием результатов). В-четвертых, вследствие дефицита ИТ-специалистов и их «клановой» интровертности лучшие ИТ-кадры постепенно консолидируются у ИТ-поставщиков. И так далее.
На большинстве предприятий всё, похоже, идет к тому, чтобы ключевые элементы ИТ-инфраструктур, а также ИТ-персонал концентрировались во внешних организациях, специализирующихся на ИТ. Вместе с тем некоторые организации (в первую очередь финансовые и телекоммуникационные), рассматривающие ИТ как один из базовых элементов своего бизнеса, предпочтут значительную часть ИТ держать у себя.
Все это справедливо и в отношении аутсорсинга в целом. При чем тут облака? А при том, что предприятиям не нужны ИТ сами по себе, им требуются инструменты для успешного ведения бизнеса. Облака — это удобное средство доставки этих инструментов корпоративным потребителям ИТ (разумеется, если имеющиеся телекоммуникации дают такую возможность).
В будущем ИТ-подразделения смогут собирать свои информационные системы из облачных услуг, как из деталей конструктора. Правда, и им, и представителям бизнеса придется смириться с тем, что эти детали будут унифицированы и их возможности по адаптации к особенностям предприятия окажутся сильно ограниченными, поэтому бизнес будет вынужден подстраиваться под массовые облачные услуги. По такому пути пойдет большинство предприятий, в первую очередь малые и средние, которые предпочтут пользоваться недорогими (поскольку они будут массовыми) ИТ-услугами. Их ИТ-департаменты, помимо анализа и удовлетворения потребностей бизнеса в ИТ, в первую очередь сконцентрируются на управлении поставщиками облаков, а также на архитектурно-инженерной деятельности, нацеленной на компоновку нужных возможностей из имеющихся на рынке облачных услуг.
Часть крупных и средних предприятий наверняка выберут гибридные облака или синтез внешних облаков с собственными информационными системами, построенными большей частью на базе традиционной архитектуры. Такие решения наверняка будут более адаптированными к особенностям бизнеса, правда, они и стоить будут других денег. Не всякий бизнес, работающий в условиях острой конкуренции, смирится с такими затратами, а лишь тот, который уверен, что такая игра с ИТ стоит свеч.