Мировой финансово-экономический кризис оказал негативное влияние на основные базовые показатели развития экономики. Но, по заявлению правительства, финансирование развития системы здравоохранения России не снижалось и не будет снижено.
Практически все мероприятия приоритетного национального проекта «Здоровье», запланированные на 2010 год, нацелены на решение основной демографической задачи — сбережения населения. Более 144,4 млрд руб. будет направлено на мероприятия, связанные с формированием здорового образа жизни, развитием первичной медико-санитарной помощи и совершенствованием профилактики заболеваний, повышением доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, улучшением медицинской помощи матерям и детям. И только 13,2 млрд руб. планируется выделить на развитие ИКТ с 2009 по 2011 год. При этом информатизация отрасли, по признанию участников конференции, проходившей в рамках форума MedSoft-2010, движется исключительно благодаря усилиям президента России.
Преобразования
Большинство ИТ-специалистов отрасли рассчитывают на решение большого количества накопившихся проблем, связанных с отсутствием достаточной законодательной и нормативной базы и стандартов. Но пока к старым проблемам добавляются новые, связанные с грядущими преобразованиями.
В своем докладе Татьяна Голикова, министр здравоохранения и социального развития РФ, отметила, что начато внедрение единых для всей страны стандартов оказания медицинской помощи: в 2009 году разработаны и утверждены семь порядков оказания медицинской помощи населению при социально значимых заболеваниях. В 2010 году эта работа продолжится.
Объемы высокотехнологичной медицинской помощи, по официальным данным, за 2009 год увеличились на 12%, и в 2010 году продолжится финансирование строительства федеральных центров высоких медицинских технологий.
Планируется реформировать и скорую помощь: до 2015 года модернизировать структуру догоспитального этапа скорой медицинской помощи, а также создать приемно-сортировочные отделения, осуществляющие круглосуточный прием на базе многопрофильных стационаров. Уже в 2010 году ожидается пилотная апробация проекта в Санкт-Петербурге, республиках Татарстан и Чувашия, в Ростовской области.
Проект нового закона об обязательном медицинском страховании (ОМС) уравнивает в правах на деньги ОМС частную и государственную медицину, предполагает некоторые территориальные ограничения на общероссийскую применимость полиса ОМС, делает страховые компании лишь посредниками в работе фонда ОМС.
Информатизация и проблемы
На конференции «Здравоохранение в XXI веке», организованной компанией Microsoft, Олег Симаков, директор департамента информатизации Минздравсоцразвития России, отметил, что активное внедрение и использование современных ИТ является частью программы по реформированию и техническому перевооружению российской системы здравоохранения. В 2010 году Минздравсоцразвития планирует начать создавать федеральный компонент единой информационной системы в здравоохранении: проект регионального хранилища данных, проект интеграционного шлюза для лечебно-профилактических учреждений (для унификации сбора данных от всех медучреждений в рамках субъектов федерации), проект аналитического федерального хранилища (глобальную систему анализа медицинской информации), базу единой для всей страны нормативно-справочной информации.
В 2009 году был разработан проект Федерального регистра медицинских работников и завершена его опытная эксплуатация в Ивановской области. Планируется, что уже в 2010 году пациент через Интернет сможет проверить квалификацию своего лечащего врача. Это особенно актуально в связи с тем, что Минздравсоцразвития готовит отмену лицензирования платных медицинских услуг. Лицензии могут быть упразднены уже с января 2011 года.
Планируется создать и электронный реестр лекарственных препаратов, внедрить электронные медицинские карты.
Появление общей базы данных льготных лекарственных средств для поликлиник и аптек в каждом регионе ожидается в течение двух лет. Чтобы перейти на «электронные рецепты», каждому субъекту, по оценкам Олега Симакова, необходимо от 1,5 до 6 млн руб.
Электронные карты уже ведутся примерно в 20% ЛПУ. Но основная проблема в том, что они часто не удовлетворяют принятому стандарту, который планируется в нынешнем году обновить. «У ЛПУ нет достаточных стимулов к внедрению систем электронных карт, — считает Михаил Эльянов, президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий. — Это иллюзия, что медучреждения начнут самостоятельно внедрять их. Нужны соответствующие изменения нормативных документов не только на уровне министерства, но и на уровне департаментов здравоохранения».
По предварительным расчетам, для реализации программы потребуется 92–93 млрд руб. на 10 лет, и Минздравсоцразвития уже выделил 239 млн руб. на создание главных компонентов и переход к пилотному проекту.
Отсутствие стандартов — одна из наболевших проблем. Несмотря на то что около 20 международных стандартов переведены на русский язык и приняты, а летом 2009 года создано российское отделение «HL7 – Евразия», пользоваться стандартами сложно из-за качества перевода и несогласованности терминологии.
Еще одна проблема связана с требованиями закона о защите персональных данных. Согласно проекту данные будут хранить и анализировать в деперсонифицированном виде. Кроме того, решить проблему защиты информации можно за счет использования «тонких клиентов», что позволит не только защитить информацию, но и сэкономить около 20% средств на покупке оборудования.
Именно такой подход реализуют в Татарстане, где запущены две медицинские информационные системы республиканского масштаба. Одна из них — «Диспетчерский центр здравоохранения» — позволяет формировать маршрут движения пациента в процессе оказания ему медицинской помощи, а вторая — «Центральный архив медицинских изображений» — предназначена для долговременного хранения, передачи и дальнейшего использования цифровых изображений медицинских исследований: снимков и видеозаписей УЗИ, рентгена, ангиографии, МРТ и КТ. Кроме двух упомянутых систем внедрена информационно-аналитическая система обеспечения процессов организации высокотехнологичной медицинской помощи. В рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения создан программный комплекс для обмена информацией по товарным остаткам между аптечными и медицинскими учреждениями в режиме реального времени. В 2010 году намечено перейти к оказанию медицинских услуг населению в электронном виде (телемедицина), автоматизировать базовые бизнес-процессы и медицинский документооборот во всех ЛПУ Татарстана, создать единый информационный контур системы здравоохранения республики.
Внедрять или не внедрять?
Систем для автоматизации деятельности медицинских учреждений на рынке достаточно много, но из-за проблем со стандартизацией практически все они требуют существенной доработки под нужды каждого конкретного ЛПУ.
«Городской медицинский компьютерный центр распределительных информационных технологий» (ГМКЦРИТ) завершил работы по совершенствованию аналитической информационной системы, реализованной на базе СУБД Oracle 10g и SAP BusinessObjects XI, с целью сократить расходы на отправку документов заказчикам и повысить качество информационного обслуживания.
В Александро-Мариинской областной клинической больнице, лечебном учреждении Астраханской области, реализован пилотный проект по развертыванию новой операционной системы Microsoft Windows 7 на компьютерах «телемедицины», дирекции и руководителей основных структурных подразделений клинической больницы с программой поддержки Microsoft Software Assurance.
Затраты на финансирование складских запасов составляют значительную долю в общем объеме издержек компании. Чтобы эти затраты не росли пропорционально росту продаж, в фармацевтической компании «Гедеон Рихтер – Рус» было принято решение о вложении средств в информационную систему управления складом с помощью ПП «Парус».
Ожидания
Среди перспективных направлений развития информационных систем медучреждений на первом месте, по мнению Эльянова, стоит автоматизация регистратуры. Это даст быстрый ощутимый эффект, особенно небольшим ЛПУ.
Сопротивление персонала, по большей части далекого от ИТ, — еще одна причина, сдерживающая компьютеризацию. Даже во внедренных системах в поля, требующие заполнения, персонал вводит ненужные данные. Чтобы контролировать данный процесс в ГКБ № 31 Москвы, по сообщению Евгении Берсеневой, главного специалиста больницы по МИС, была создана система автоматизированного контроля вводимых данных на основе полнотекстового поиска.
Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии в Пензе внедрил технологию Microsoft UC для дистанционных консультаций и сопровождения пациентов. Между этим центром, оказывающим высокотехнологичную консультативную и оперативную помощь, и Пензенской областной клинической больницей им. Н. Н. Бурденко была налажена постоянная телекоммуникационная связь. В перспективе проект распространится как на медицинские учреждения других регионов, так и на другие виды медицинской помощи, такие как офтальмология, детская хирургия, нейрохирургия.
Немало задач учреждения планируют решить с помощью систем управления документами. В компании «Новартис Фарма» реализован проект по внедрению решения e-Onboarding с функциями контроля исполнительской дисциплины и формирования аналитических отчетов на базе системы управления документами и бизнес-процессами DocsVision 4.1 и Microsoft Office SharePoint Server 2007. На базе технологии DocsVision в НИИ патологии кровообращения им. акад. Е. Н. Мешалкина (ФГУ ННИИПК Росмедтехнологий), крупнейшем кардиохирургическом центре Минздравсоцразвития, расположенном в Новосибирске, автоматизировали процесс заочного консультирования пациентов (жителей других регионов) на основании медицинских документов. В рамках проекта была обеспечена интеграция DocsVision с медицинской информационной системой «Медиалог» в части синхронизации общих данных (информация о пациенте, история болезни). Национальный Медицинский Холдинг (Астана, Казахстан) выбрал продукт Enterprise TerraDоcs for SharePoint для создания системы электронного документооборота, объединяющей работу территориально удаленных дочерних предприятий, и организации электронных форм взаимодействия с другими компаниями, в том числе с государственными
органами.
Редкий на сегодняшний день проект начал НИИ травматологии и ортопедии имени Р. Р. Вредена — проект комплексной автоматизации управления. В ходе проекта планируется автоматизировать все направления деятельности лечебного учреждения. Будет создана система управления очередями и ресурсами института. Она будет управлять материальными запасами — контролировать обеспечение пациентов лекарственными средствами, организацию материально-технического снабжения и питания, использование медицинской техники и расходных материалов. Автоматизируются лечебно-диагностические процессы при оказании амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи. Будет внедрена электронная медицинская карта во всех подразделениях института. В автоматизируемые процессы включен и финансовый блок. В системе предусмотрен BI-модуль. Будут анализироваться деятельность лечебного учреждения в целом и работа подразделений по показателям, вестись и обрабатываться медицинские и хозяйственные статистические данные. Ключевой задачей проекта станет интеграция с уже существующими информационными системами института.
Стать эффективнее
Основные цели улучшения работы скорой помощи на догоспитальном этапе состоят в том, чтобы повысить эффективность использования ресурсов, сократить время на ожидание и доставку пациента. Для их достижения была осуществлена интеграция системы ГЛОНАСС/GPS мониторинга и контроля «АвтоТрекер» в существующую диспетчерскую службу муниципального учреждения «Станция скорой медицинской помощи» Уфы. До этого учреждение эксплуатировало программу, позволяющую центральной диспетчерской принимать и обрабатывать звонки, классифицировать их и отправлять на подстанцию соответствующего района для исполнения, а также формировать отчетность по статистике обращений.
Необходимо было связать в единое целое процесс от приема звонка в центральной диспетчерской службе до постановки диагноза непосредственно у больного либо до госпитализации его в больницу. Проект стартовал весной 2009 года. Четыре месяца заняли разработка концепции создаваемого решения, согласование с пользователями форм и рабочих таблиц, интеграция ПО, монтаж и внедрение системы. В промышленную эксплуатацию система была принята в ноябре.
Были автоматизированы все процессы догоспитального этапа: определение координат вызова и подбор ближайшей свободной бригады соответствующего профиля; назначение бригаде задания с автоматической сменой статуса («в пути», «вызов», «на вызове», «по пути в ЛПУ», «свободен»); контроль прибытия, времени нахождения у больного, отъезда от больного; подбор ближайшего подходящего ЛПУ. Кроме того, осуществляется непрерывный мониторинг температуры в салонах перевозки больных с помощью специальных температурных датчиков, установленных и подключенных к системе «АвтоТрекер». В результате появилась объективная и точная картина работы каждого сотрудника. Все данные система автоматически сравнивает с существующими нормативами и сигнализирует о каждом случае нарушения.
Значительно облегчилась работа диспетчеров, принимающих вызовы. «Появились реальные возможности качественно улучшить обслуживание, ведь в нашей работе зачастую секунды решают очень многое, — рассказывает Марат Зиганшин, главный врач станции. — С первого месяца внедрения системы отмечалось сокращение расходов на бензин: водители санитарного автотранспорта, находясь под постоянным контролем, вынуждены вносить достоверные данные в путевые листы о пройденном маршруте, а значит, правильно списывать ГСМ». Система спутникового контроля позволила не только повысить оперативность работы бригад скорой медицинской помощи, но и сократить затраты.