Скачок в приоритетах
Объем мирового рынка облачных вычислений в 2009 году составил 17,4 млрд долл. По прогнозам IDC, это направление будет одним из самых быстроразвивающихся на всем ИТ-рынке: к 2013 году облачный сегмент вырастет в два с половиной раза. Пока же доля подобных услуг в структуре расходов на ИТ составляет не более 5%.
Оценки аналитиков подтверждаются и результатами опроса, проведенного хостинговой компанией Peer 1. В четырех компаниях из пяти облачные технологии не используются. При этом треть ИТ-директоров объясняет свой скепсис недостаточной осведомленностью об «облаках». Тем не менее почти половина опрошенных не отрицает своего интереса к облачным услугам и допускает возможность их использования уже в ближайшем будущем. Главным образом в облачных вычислениях привлекают доступность и надежность сервисов, декларируемые поставщиками. Сочетание этих характеристик является важнейшим фактором для подавляющего большинства опрошенных.
В России рынок облачных технологий находится на начальном уровне. Круг пользователей крайне немногочислен и состоит в основном из некрупных компаний. Основными проблемами являются безопасность услуг и доверие поставщику. Именно поэтому крупные предприятия в редких случаях обращаются к облачным вычислениям, хотя и не оспаривают их экономичности.
«По данным Gartner, облачные вычисления прыгнули в списке приоритетов компаний с 14-го места в 2009 году на второе место в 2010 году», — отмечает Антон Антич, директор российского представительства VMware. Такое резкое изменение взглядов неудивительно: на поддержку инфраструктуры компаниями тратятся непозволительно большие средства — более 70% ИТ-бюджета. Таким образом, на новые инициативы, касающиеся как инфраструктуры, так и корпоративных приложений, приходится незначительная сумма.
«Применимость “облаков” зависит от той роли, которую ИТ играют в бизнесе компании», — считает Олег Коверзнев, менеджер по развитию бизнеса российского представительства Cisco. Если они не играют первостепенной роли, то для компании важно сочетание их цены и качества. Именно эти показатели являются сильной стороной облачных технологий.
Эксперты SAP также считают, что в ближайшем будущем бизнес-критичные приложения не переместятся в «облака». Такие приложения предъявляют очень высокие требования к надежности, безопасности, катастрофоустойчивости, а облачная инфраструктура пока перечисленными свойствами не обладает. Скорее, в ближайшие годы можно ожидать использования комбинации частных и общих «облаков», а также выделенных систем на площадках заказчиков.
С изменением процессов
Торговые компании на протяжении последних лет были наиболее активными потребителями ERP-систем по числу осуществленных проектов. Несмотря на то что они оказались среди наиболее пострадавших от кризиса, активность предприятий торгового сектора по-прежнему остается весьма высокой. Как отмечают в ABI Research, ритейлеры в 2009 году продолжили инвестировать в новые системы поддержки торговли, завершали крупные докризисные проекты автоматизации бизнеса, а также начинали новые проекты с ярко выраженной антикризисной составляющей. В большой степени инвестиции в ИТ были вынужденными: борясь за выживание, компании пытаются повысить свою конкурентоспособность. В будущем, что вполне естественно, рынок сохранит ярко выраженную положительную динамику: торговые компании продолжат инвестиции в новейшие технологии.
В условиях падения спроса и растущих требований покупателей существующие во многих компаниях методы ведения бизнеса стали неактуальными. Торговые компании вынуждены обеспечивать высокую скорость реакции на запросы клиентов и изменения внешней среды. Наиболее актуальным для компаний становится совершенствование системы управления цепочкой поставки товаров, оптимизация затрат, внедрение проектного управления и систем сбалансированных показателей.
«До осени 2008 года большинство ИТ-проектов в торговле несущественно меняли бизнес-процессы компаний и служили для повышения имиджа и инвестиционной привлекательности», — говорит Алексей Ерошин, генеральный директор компании Softline Solutions. Многие проекты стартовали потому, что бизнес активно рос и существующие системы не справлялись с большими объемами данных. С наступлением нового экономического периода приоритеты поменялись. Основными стали задачи аналитики и повышения операционной эффективности.
«ERP-система должна стать одним из ключевых элементов в построении эффективной операционной модели розничного бизнеса», — уверен Максим Ентяков, руководитель группы «Детский мир», недавно завершившей внедрение отраслевого решения Oracle Retail. Например, с его помощью планируется сократить время поставок не менее чем на 10%, повысить показатель наличия товаров на полке на 15–20%, увеличить отдачу на квадратный метр торговой площади на 10–20%. Реализация программы развития с внедрением единых стандартов и ужесточением требований к эффективности каждого подразделения немыслима без использования подобной корпоративной системы.
«Текущая экономическая ситуация заставляет нас активно искать пути совершенствования управления», — говорит Елена Шелкопляс, финансовый директор компании «Дымов». Внедрение отраслевого решения на базе Microsoft Dynamics AX внесло существенный вклад в решение стоящих перед предприятием задач. Использование системы дает возможность централизованного планирования и управления деятельностью площадок, а также позволяет совершенствовать обслуживание клиентов. Именно поэтому компания планирует дальнейшее развитие и тиражирование решения.
Ведущий рубрики — Николай Смирнов.
Блог обозревателя: blogs.osp.ru/users/nikas77