Real-IT: «Закончилось падение,но не кризис»
Падение российского ИТ-рынка в 2009 году составило 41% по отношению к 2008 году, как заявляют в аналитическом центре Real-IT. Его объем по итогам года составил лишь 14,4 млрд долл. В соответствии с мировыми тенденциями, наибольшее снижение произошло в сегменте оборудования, где объем сократился на 38% и составил 252 млрд руб. Объем продаж программного обеспечения снизился на 8% и составил 71 млрд руб. Характерно, что сегмент услуг остался практически на прежнем уровне — 135 млрд руб.
В течение всего 2009 года тренд ИТ-рынка следовал за трендом ВВП с запаздыванием в квартал. В результате уже с сентября ИТ-рынок прекратил падение по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Исходя из этого, многие эксперты сделали вывод о восстановлении ИТ-рынка. Однако аналитики Real-IT полагают, что продемонстрированный рост экономики и ИТ-рынка — это последствия «заливания пожара в экономике деньгами». Импульса от экстренных мер, предпринятых правительством России, по их мнению, хватит для ИТ-рынка примерно до середины текущего года. Дальнейшее его развитие будет определяться состоянием российской экономики, которое в огромной степени зависит от состояния экономики США.
Лидеры и аутсайдеры
Аналитики IDC провели исследования ИТ-стратегий европейских компаний SMB-сектора и выявили четыре поведенческих типа. Наиболее многочисленной группой являются «наблюдатели». Они признают важную роль технологий в бизнесе и активно их применяют, однако предпочитают не инвестировать в новые решения, а дождаться их вызревания. Еще одной достаточно многочисленной группой являются «ИТ-лидеры» — наиболее продвинутые в плане ИТ организации, имеющие высокую степень автоматизации бизнес-процессов и намеревающиеся инвестировать в ИТ и далее. В отдельную категорию выделены «преследователи» — компании, имеющие не слишком высокий уровень использования ИТ, но активно пытающиеся сократить свое отставание от лидеров. Наконец, как и везде, существует категория «отстающих» — компаний, использующих лишь базовые ИТ-решения и не желающих инвестировать в ИТ в ближайшем будущем.
Рынок CRM расслоился
В 2009 году число внедрений систем класса CRM сократилось на 20%, как подсчитали в DSS Consulting. Таким образом, несмотря на заявления со стороны аналитиков о важности в кризисных условиях технологий, ориентированных на поддержку отношений с клиентами, снижение спроса на CRM-системы все же произошло. Однако картина не является однородной: общее число завершенных проектов увеличилось для 10 из 21 наименования CRM-систем, постоянно и активно внедряющихся на рынке. В 2009 году основными заказчиками были компании с численностью персонала менее 100 сотрудников — доля таких компаний составила 78%, еще 17% — это компании с численностью сотрудников от 100 до 500. В основном CRM-системы внедряют небольшие компании, что в целом соответствует отраслевой структуре спроса: торговые и сервисные компании являются главной движущей силой рынка. По отраслевой принадлежности проектов лидируют именно сферы торговли и услуг (по 27% доли рынка внедрений), за ними следуют производственные предприятия (14%). Меньшее, но все же значимое число проектов аккумулировали консалтинговые компании и финансовый сектор.
Треть пользователей САПР довольна ценой лицензий
Лишь треть российских компаний согласна с предлагаемой стоимостью лицензий систем САПР. При этом стоимость лицензий, традиционно весьма высокая, оправдывается «колоссальными» интеллектуальными и временными затратами, которые несут вендоры в процессе разработки. Целью опроса, организованного уральским филиалом Softline, стал сбор экспертных оценок пользователей о представленности компаний-разработчиков на рынке САПР, оправданности ценообразования и готовности предприятий к приобретению программных продуктов. Как ни странно, но в Sofline полагают, что 33% — это на самом деле достаточно много, и такая доля потребителей говорит о готовности рынка приобретать лицензионное ПО за ту стоимость, которая покрывает затраты на его разработку.
Стоит отметить, что подавляющее большинство пользователей САПР удовлетворены их возможностями. Менее 10% опрошенных считают, что возможности используемых ими систем не соответствуют потребностям предприятия. Такие показатели говорят о правильном векторе развития систем вендорами. Кроме того, поставщики, традиционно разрабатывающие системы, ориентированные на определенные отрасли, расширяют линейку продукции для ранее не охваченных отраслей. Как выяснилось, наибольшее влияние в Уральском регионе имеют решения компаний Autodesk и «Аскон». Более того, сохраняется тенденция увеличения долей рынка, занимаемых системами этих разработчиков.