Как известно, в работе ИТ-руководителя и топ-менеджера ИТ-компании есть немало сходства. Но имеются и существенные различия.
И неслучайно к современным ИТ-руководителям предъявляются практически те же требования, что и к топ-менеджерам: коммуникабельность, лидерские качества, знание основ финансового менеджмента, управления товарно-материальными потоками, понимание различных типов и моделей построения работы ИТ-организации, опыт в создании системы сбалансированных показателей и пр. И тем и другим приходится проводить переговоры, организовывать тендеры, управлять контрагентами, договорами с бизнес-клиентами и подрядчиками. Надо решать, что следует делать силами штатных ИТ-сотрудников, а что — силами внешних структур. И так далее.
Главное, на мой взгляд, различие заключается в мотивации: глава ИТ-компании гораздо более заинтересован в том, чтобы хозяйствовать экономно, снижая операционные издержки, оптимизируя бизнес-процессы , повышая производительность труда ИТ-специалистов, заключая выгодные контракты с партнерами (поставщиками технологий и услуг) и пр. ИТ-руководители же нередко больше нацелены на освоение бюджетов и их увеличение (по сути, раздувание), а не на их рачительное расходование — уменьшение затрат и повышение эффективности ИТ-организации, улучшение качества ее услуг.
Еще одно существенное различие — это отношения с клиентами. Глава ИТ-компании прекрасно понимает, что успех его бизнеса в условиях рыночной конкуренции целиком и полностью зависит от грамотно выстроенных отношений с клиентами. ИТ-руководители зачастую слишком мало внимания уделяют укреплению отношений с бизнес-заказчиками (выяснению их потребностей, поиску путей к их удовлетворению, повышению лояльности, расширению круга бизнес-заказчиков и пр.), а также оценке их рентабельности или хотя бы разнесению затрат на обслуживание отдельных структурных единиц, бизнес-процессов или на реализацию отдельных проектов.
Также сильно различается степень ответственности за результаты своей деятельности. Глава ИТ-компании будет нести весьма большую ответственность за свой неуспех, в том числе финансовую, социальную и правовую. ИТ-руководитель в случае неуспеха, вероятнее всего, просто уволится и начнет искать другую работу. Я не слышал ни об одном случае, когда кто-нибудь из ИТ-директоров понес сколько-нибудь серьезную ответственность за бездарно растраченные деньги, или за взятки ("откаты"), или за другие неприглядные дела.
Возможно, бизнес-руководители и владельцы предприятий стремятся вывести ИТ-подразделения на аутсорсинг (или хотя бы на инсорсинг) именно для того, чтобы повысить степень ответственности ИТ-руководителей, чтобы стимулировать их к более рачительному ведению ИТ-хозяйства. Топ-менеджеры предприятий хотят, чтобы их коллеги уровня CIO разделили с ними ответственность за успех или неудачу бизнеса.
Михаил Зырянов