Компания Directions Research по заказу Adobe Systems провела опрос с целью изучить процесс эволюции офисной культуры, в частности, новые методы управления бизнесом в условиях бурного развития социальных сетей и других подобных медиаресурсов. На вопросы о
Какие основные тенденции выявил проведенный опрос?
По сути, опрос ничего революционно не выявил, тем не менее были отмечены несколько любопытных тенденций. В частности, есть определенная группа сотрудников, которая пользуется социальными сетями и социальными инструментами взаимодействия даже больше, чем электронной почтой. Это в первую очередь молодая аудитория, знающая технологии и умеющая ими управлять.
В результате, несмотря на то, что электронная почта все еще остается наиболее востребованным и популярным инструментом, офисные сотрудники в возрасте до 35 лет все чаще используют текстовые и мгновенные сообщения, социальные сети и онлайновые инструменты. Половина технологических «лидеров» предпочла бы текстовые или мгновенные сообщения, если бы им предложили выбрать лишь одну технологию для личного использования в течение месяца.
К социальным медиаресурсам отношение в бизнес-среде неоднозначное. Известны случаи, когда доступ к ним с корпоративных ресурсов блокируется. Насколько это оправданно?
Надо признать, что вполне оправданно. Нет большего ужаса в компании, чем свободное, бесконтрольное хождение информации. Наличие социальных сетей как инструмента общения между людьми не означает свободного доступа ко всей информации, которую можно через эти сети передавать. Люди, общающиеся в социальных сетях, нередко работают в конкурирующих компаниях, и информация, которой они будут обмениваться с другими участниками сети, может составлять в их компаниях коммерческую тайну.
Лет десять назад работа в социальных сетях считалась баловством и неэффективным использованием ресурсов, поэтому компании просто отключали доступ к ним, опасаясь снижения производительности сотрудников. Сейчас отношение меняется. Отключая сотрудников от социальных сетей, вы лишаете их доступа к информации о своих клиентах, источников знаний о рынке, действиях конкурентов и пр. Необходимо переосмыслить свое отношение к этим инструментам, пытаясь понять, как можно использовать потенциал социальных сетей, не нарушая конфиденциальность и целостность источников внутри организации.
Обычно первым шагом становится появление простых регламентов, когда персоналу просто объясняют, что можно публиковать в своем блоге, а что нельзя. Оновременно многие крупные компании — производители ПО работают над созданием технологических инструментов, способных помочь управлять этим процессом.
С точки зрения CIO социальные сети — это головная боль или малозатратное средство решения каких-то проблем?
Считаю, что для CIO было бы ошибочно игнорировать феномен социальных сетей. Когда набирается критическая масса пользователей, аудитория крупнейших социальных сетей насчитывает миллионы людей и возникают специализированные ресурсы, которые занимаются исключительно бизнес-вопросами и сами ограничивают любое неделовое общение, тогда работа в социальных сетях становится конкурентным фактором. Профессиональные социальные сети — это огромный объем контента, привязанный к пользователям, классифицированным по определенным тематикам. Ни одна из существующих корпоративных систем не может предложить ничего подобного. И этим богатством придется научиться пользоваться, чтобы не остаться за бортом.
Основное преимущество этих медиаресурсов, связанное с открытостью и свободным движением информации, одновременно является и его ограничителем. Будем реалистами: пройдет еще 5—10 лет, прежде чем появятся полноценные инструменты управления потоками этой информации.
Тем не менее уже сейчас для поставщиков решений наметилось несколько тенденций. Во-первых, бизнес ПО уходит от традиционной модели продажи «коробки» с диском к предоставлению ПО как услуги. Во-вторых, привычный сегодня метод широковещательного распространения информации будет уступать место непосредственной ее передаче от источника к потребителю, от одного пользователя другому. В-третьих, на рынке социальных сетей уже появились компании-лидеры, такие как Google или Facebook. Все это формирует повышенный интерес к данному рынку. Для CIO это сигнал, означающий, что уже нельзя игнорировать развитие социальных медиаресурсов в бизнесе и надо думать об их эффективном использовании.