РЫНОК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Российский рынок ВРМ реанимируется
В период кризиса российский рынок решений, направленных на управление эффективностью бизнеса (Business Performance Management, BPM), замедлил свое развитие на 20%. Согласно результатам исследования, проведенного Intersoft Lab, с сентября 2008 года по май 2009 года в России началось на одну пятую меньше BPM-проектов, чем в аналогичный период 2007-2008 годов. Этот результат, включающий в себя данные по первому кварталу 2009 года, свидетельствует о росте активности индустрии BPM: по итогам 2008 года замедление развития рынка BPM-систем составляло 69%. Эта статистика описывает состояние рынка «классических» решений, построенных на базе хранилища данных. Если же учитывать цифры внедрений аналитических продуктов-заменителей, то показатели спада будут выше. Это свидетельствует о том, что рынок полнофункциональных BPM-систем показывает большее сопротивление рецессии. Рост числа новых проектов внедрения BPM в первом квартале 2009 года свидетельствует о востребованности средств аналитических решений и перспективах дальнейшей положительной динамики в индустрии.
Западные исследовательские компании единогласны в том, что рынок BPM-систем подвержен влиянию кризиса в меньшей степени, чем другие сегменты рынка ИТ. Например, Forrester прогнозирует рост суммарного дохода на рынке BPM с 2 млрд. долл. в 2008 году до 3,2 млрд. долл. в 2012 году. Как утверждают в Intersoft Lab, российская индустрия BPM развивается в русле мировых тенденций.
На хранилищах экономят
Тяжелая экономическая ситуация заставляет крупные компании «латать дыры» в своих системах хранения данных, покупая решения, ориентированные на компании SMB. Это стало одной из причин существенного сокращения рынка дисковых систем хранения, наблюдавшегося в I квартале 2009 года. По данным IDC, он составил 5,6 млрд. долл. и показал снижение на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Что характерно, потребность предприятий в объемах хранилищ продолжает расти, пусть и несколько меньшими темпами. Однако предприятия не желают платить те суммы, которые признавали разумными ранее. Две позитивные, на первый взгляд, детали на самом деле раскрывают мрачную тенденцию. Продажи систем начального уровня (до 15 тыс. долл.) выросли на 10%, но основная заслуга такого роста приходится на крупные компании, приобретающие не те решения, которые им нужны, а те, которые по карману. В ценовой категории от 300 до 500 тыс. долл. рост был еще больше – 15%, однако практически все такие системы были приобретены с огромной скидкой. По прогнозам аналитиков, улучшение ситуации на рынке начнется не раньше 2010 года.
Заказчики осторожничают
Мировой рынок ИТ-услуг в прошлом году вырос на 8% и составил 806 млрд. долл. При этом аналитиками Gartner было зафиксировано замедление роста услуг в сегментах ИТ-менеджмента и управления процессами. Согласно ранее сделанным прогнозам, стремление компаний к снижению ИТ-расходов с помощью аутсорсинга должно было поддержать эти сегменты. Возможно, в условиях нестабильности компании стали проявлять осторожность при заключении долгосрочных контрактов. В более выгодном положении оказались поставщики услуг по оптимизации и управлению корпоративными сетями. Такие услуги оказались востребованными как повышающие операционную эффективность компании. Как отмечают в Gartner, в прошедшем году наибольшие потери понесли поставщики ИТ-услуг в Индии, в значительной части ориентированные на работу с финансовым сектором, по которому пришелся основной удар кризиса. Кроме того, разработка приложений – их основной бизнес – в кризисных условиях является менее приоритетной для заказчиков задачей.
Сокращение на треть
В первом квартале 2009 года рынок серверов в регионе ЕМЕА сократился на 34%. По оценкам IDC, его объем в данный момент составляет 2,9 млрд. долл. Такое резкое падение отмечается впервые. Наихудшие показатели продемонстрировали рынки стран Центральной и Восточной Европы, где продажи серверов упали на 44%. Ранее этот регион развивался весьма быстрыми темпами. В Gartner подтверждают катастрофичность ситуации. За первый квартал 2009 года мировой рынок серверов упал на 24% и достиг отметки 10 млрд. долл. Такое сокращение превысило негативный эффект, наблюдавшийся в результате краха «Internet-пузыря». Наиболее устойчивым к кризисным явлениям оказался сегмент лезвийных серверов, сократившийся лишь на 14%. Аналитики отмечают, что сложившуюся ситуацию усугубляет популяризация технологий виртуализации, сокращающая потребность компаний в физических серверах. Тем не менее вклад в проблему общеэкономической составляющей, которая вынуждает компании откладывать покупку «железа» или вовсе отказываться от нее, гораздо выше.
Клиентам идут навстречу
Многим поставщикам ИТ-продуктов и услуг приходится идти навстречу заказчику. Разумеется, они видят, в какой сложной ситуации оказалось большинство клиентов, и подстраиваются под новые реалии. По наблюдениям аналитиков Forrester, помимо снижения цен и появления новых моделей лицензирования, наблюдается все большая клиентоориентированность вендоров. Проводимые ими изменения выходят за рамки гибкости при проведении переговоров. Самым известным примером является SAP, разработавший систему KPI с целью обеспечения эффективности своей всеобъемлющей, но и дорогой, службы поддержки. По похожему пути пошел другой разработчик ERP-систем – Lawson Software, – дополнивший свои условия круглосуточной поддержкой клиентов. Компания Microsoft ввела службу поддержки высшего уровня Premier Mission Critical Support. Появившаяся тенденция в целом является отрадной для клиентов. Тем не менее вопрос аналитиков, сохранится ли дружелюбие вендоров при улучшении рыночной ситуации, пока остается без ответа.
Цена имеет значение
Все больше пользователей нуждаются в удобном доступе к информации. Это одна из главных причин увеличения интереса к бизнес-аналитике. Неопределенность, царящая на рынке, выдвигает на первый план потребность в своевременной, актуальной и точной информации, имеющей решающее значение для принятия правильных решений. В развивающихся странах, чей ИТ-рынок сильнее всего страдает от кризиса, темпы роста рынка BI в 2008 году оказались существенно ниже по сравнению с двузначными цифрами, которые данный рынок демонстрировал в период с 2005 по 2007 годы. Тем не менее, по сравнению с другими сегментами ИТ-рынка, он вполне жизнеспособен. Например, по данным IDC, в Азиатско-Тихоокеанском регионе рынок инструментов бизнес-аналитики вырос в 2008 году на 7,7%. Обнадеживающие признаки для рынка BI обнаружил и опрос пользователей, проведенный IDC весной 2009 года. Исследование показало, что большинство организаций планирует в ближайшие полтора года увеличить использование аналитических решений.
В первой половине 2009 года аналитики IDC отмечают увеличение цикла продаж и усиление ценового давления со стороны заказчиков, связанное с сокращением ИТ-бюджетов. Одним из основных факторов при покупке ПО становится его стоимость. Вероятно, компании получат дополнительный стимул к апробированию альтернативных, более дешевых аналитических решений, что повлечет за собой рост спроса на них.
УПРАВЛЕНИЕ
Очевидно, но недальновидно
37% ИТ-директоров в число мер по оптимизации бюджетов включают сокращение персонала. Как подчеркивают в консалтинговой компании Affiniti, увольнение сотрудников – одна из быстродействующих мер и поэтому применяется гораздо чаще других. Например, лишь 3% ИТ-руководителей пытаются пересмотреть внутренние соглашения об уровне обслуживания (SLA) в сторону понижения требований. Еще 7% говорят о повышении управляемости ИТ-услугами с целью снижения их стоимости. Однако политика сокращения штата, ориентированная на краткосрочную перспективу, по мнению аналитиков, обязательно негативно скажется во время выхода из кризиса.
Персонал «прогибается»
30% ИТ-сотрудников согласились на сокращение заработной платы ради сохранения работы. При этом 22% опрошенных рекрутинговой компанией Reed специалистов отметили, что в качестве компенсации им было предложено перейти на сокращенный рабочий день. Еще 40% заявляют, что ради сохранения дохода им пришлось принять на себя дополнительные обязанности. Как отмечают эксперты, данные в ИТ-секторе хуже, чем по рынку труда в целом: в среднем лишь 27% сотрудников смирились со снижением зарплаты. Вообще же напуганные кризисом сотрудники проявляют удивительную гибкость, позволяя работодателю применять к персоналу полный набор мер по сокращению издержек, не ограничиваясь лишь увольнениями.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
До безопасности не доходят руки
Компании SMB признают важность обеспечения безопасности своих операций, однако на практике не применяют даже простейших мер защиты. Как показал опрос, проведенный Symantec, 56% компаний не имеют средств защиты рабочих станций, 53% не используют резервное копирование данных, а 35% обходятся без антивирусных систем. Эксперты признают, что у небольших компаний просто «не доходят руки» до вопросов безопасности из-за проблем с финансированием и нехватки персонала. Например, менее половины компаний имеют в штате человека, отвечающего за информационную безопасность, а 40% заявляют, что на приобретение всех необходимых решений просто не хватает денег. В связи с этим крайне важной является роль ИТ-вендоров. Очевидно, на рынке наблюдается недостаток систем, ориентированных на мелкие предприятия – дешевых, компактных и простых в использовании.
Защита для ИТ-сотрудника не помеха
Более трети ИТ-сотрудников используют админские пароли для получения конфиденциальной информации, такой как списки увольняемых сотрудников или данные о зарплате коллег. 74% опрошенных компанией Cyber-Ark ИТ-специалистов заявило, что все установленные компанией средства защиты информации весьма несложно обойти. Более того, по сравнению с прошлым годом в шесть раз увеличилось число сотрудников, готовых в случае увольнения украсть конфиденциальную информацию. Главной целью разозленных ИТ-специалистов станет финансовая отчетность и планы компании относительно слияний и приобретений. Далее в списке приоритетов следуют клиентская база и пароли топ-менеджмента компании.
ТЕХНОЛОГИИ И БИЗНЕС
Теоретический интерес
Вопреки распространенному мнению, крупные компании больше заинтересованы в «облачных» ИТ-услугах, чем мелкие. Например, по оценкам Forrester, услугами коммерческих ЦОД по предоставлению вычислительных мощностей уже пользуются или планируют пользоваться 25% крупных, 18% средних и 15% мелких компаний. Это противоречит стереотипу о том, что услуги аутсорсинга инфраструктуры главным образом ориентированы на некрупные компании. Фактически полученные результаты открывают прямую зависимость между размером компаний и их интересом к «облачным» услугам. Действительно, мелким компаниям может не хватать экспертизы внутри ИТ-отдела и средств для развертывания инфраструктуры, что стимулирует их интерес к аутсорсингу инфраструктурных решений. Однако их крупные конкуренты являются более «продвинутыми» и более склонны следовать современным тенденциям. Справедливости ради следует отметить, что большинство компаний, заинтересованных в «облачных» услугах, еще не переводили свой интерес в практическое русло.
Виртуализация: цена или качество?
На рынке систем виртуализации, несмотря на серьезное ужесточение конкуренции, по-прежнему существует значительное расслоение. По оценкам Burton Group, VMware является единственным игроком на рынке, чей гипервизор удовлетворяет абсолютно всем требованиям крупных организаций. Решения Citrix и Virtual Iron соответствуют 85% и 83% требований соответственно, а Microsoft несколько отстает. Оценка гипервизоров базировалась на широком наборе критериев, разделенных на группы по степени критичности. Например, Citrix уступает конкурентам в вопросах безопасности, Virtual Iron не хватает организации поддержки и средств интеграции с другими продуктами, а Microsoft не отвечает критерию высокой доступности. Справедливости ради необходимо отметить, что такая картина не является полной: аналитиками не были охвачены решения Novell, Red Hat, Oracle и Parallels.
Экономия ценой в полгода
Несмотря на непростые времена, в Gartner не рекомендуют компаниям отказываться от инвестиций в решения CRM. Организации, поступившие так, при улучшении экономической ситуации задержатся в своем развитии минимум на полгода. Как подчеркивают аналитики, необходимо вкладывать не меньше, а «умнее». Ими выделено несколько низкозатратных стратегий, позволяющих, тем не менее, создавать конкурентные преимущества. Первая: создание сообществ клиентов с использованием популярных социальных сетей. Далее следуют более полное применение аналитических возможностей систем, а также четкая сегментация клиентов. Наконец, важную роль может сыграть перестройка бизнес-процессов и организационной структуры.
Чего хотят от вендора?
Сокращение издержек превращается для компаний в главный приоритет на 2009 год. Именно поэтому снижение стоимости лицензий и ИТ-услуг становится основным требованием в ходе переговоров с поставщиками. Чего же еще ждут заказчики от них? Как утверждают в Forrester, следующими критериями (а первый – это финансовый фактор) становятся возможность выбора, ценность для бизнеса и стабильность. Стремительная консолидация ИТ-рынка привела к сокращению представленных решений. Именно поэтому для предприятий важна возможность выбрать из нескольких альтернатив, каждая из которых должна интегрироваться с уже использующимися системами. В частности, многих ИТ-руководителей интересуют вертикальные решения с партнерскими надстройками и комплекс услуг по поддержке. Под понятием «ценность» подразумевается максимальная отдача от инвестиций. Например, говоря о плате за услуги сопровождения и поддержки, заказчики чаще всего задают вопрос: «Где моя выгода?» В целом компании заинтересованы не только в снижении затрат, но и в повышении гибкости решений. Этим ожиданиям отвечают приложения, поставляемые по модели SaaS. Наконец, предсказуемость означает стабильность поставщика на рынке и отсутствие резких изменений в его ценовой политике.
Очевидные ассоциации
Как выяснилось, технология виртуализации в первую очередь ассоциируется у ИТ-специалистов с понятиями «серверы», «системы хранения данных» и «сокращение затрат». Как считают эксперты компании NetApp, первое место серверов в этом ряду абсолютно естественно. А вот то обстоятельство, что на второе место вышли системы хранения данных, подтверждает тенденцию к расширению использования виртуализации. Системы хранения данных становятся следующей ключевой сферой ее применения. Однако при этом необходимо, чтобы системы хранения данных в виртуальных средах обладали рядом характеристик. Главные, по мнению опрошенных компаний, – это высокая готовность, производительность, возможность аварийного восстановления и эффективность. Собственно, на этих параметрах делается акцент в любой виртуализованной среде. Предприятия, которые используют в своей деятельности виртуальные инфраструктуры, должны быть уверены в том, что они смогут быстро и эффективно обеспечивать непрерывность бизнес-процессов.