Менее 30% российских предприятий используют средства автоматизации процессов управления основными производственными фондами, процессами ремонтов и обслуживания оборудования. Как показало исследование, проведенное IBS, качество поддержки основных фондов в российской промышленности находится на весьма низком уровне: большая часть крупных предприятий вообще не проводила автоматизации этих процессов. Хотя тему ремонтов и поддержки основных фондов большинство руководителей осознают как важную, системно решением этой проблемы мало кто занимается. Причинами являются как низкая мотивация руководителей, так и низкий уровень знаний технических специалистов о соответствующих решениях. Две трети специалистов предприятий, не использующих автоматизацию, заявляют, что не знакомы с системами автоматизации процессов техобслуживания и ремонтов. Про более всеобъемлющие системы управления основными производственными фондами (Enterprise Asset Management, EAM) знают еще меньше. Наконец, многие руководители просто не готовы оценивать существующие экономические потери и потенциальный эффект от внедрения новых технологий.
Специализированные информационные системы, направленные на управление основными фондами (например, Maximo, Datastream, Mincom и iMaint), практически не известны в России. Отечественные предприятия лидирующими решениями признают SAP ERP, Oracle E-Business Suite и Microsoft Dynamics AX. За ними следуют специализированные разработки российских фирм. Проникновение систем ЕАМ в разных отраслях неравномерно. Лидерами являются нефтегазовая отрасль и цветная металлургия: около половины крупных предприятий используют средства автоматизации, причем в основном это соответствующий модуль ERP-системы. В машиностроении же автоматизация процессов технического обслуживания и EAM практически не используется.
Руководители предприятий все же признают, что автоматизация процессов реально помогает им в работе. В качестве главного источника снижения затрат они называют оптимизацию работ и снижение запасов запчастей.
«У предприятий нет существенного стимула внедрять ЕАМ-системы, поскольку нет потребности в улучшении бизнес-процессов ремонтов», — полагает Михаил Белов, заместитель генерального директора IBS. По данным исследования, 75% руководителей удовлетворены состоянием дел с ремонтами — при такой ситуации что-либо внедрять бессмысленно.
«Отчасти вопрос невостребованности ЕАМ-систем в российской промышленности связан с недостаточной методологической проработкой задачи управления техническим обслуживанием и ремонтами», — считает Андрей Викулин, руководитель EAM-решений компании «АНД Проджект». Экономического эффекта можно добиться, только выстроив правильную методологическую модель управления основными фондами предприятия, реализовать и поддерживать которую поможет ЕАМ-система. В настоящий момент отраслевые лидеры, наряду с внедрением ЕАМ, стараются оптимизировать свои подходы к проведению ремонта и технического обслуживания — подойти комплексно к повышению собственной эффективности. При этом внедрение ЕАМ-системы становится связующим звеном, которое обеспечивает эффективность новых, оптимизированных бизнес-процессов.
Как правило, успешный опыт внедрения ЕАМ на предприятиях состоит из трех составляющих: успешная система, вобравшая в себя международный опыт и отвечающая требованиям клиентов; успешный подрядчик, имеющий необходимые знания и опыт; успешный заказчик, готовый постоянно вкладывать силы в повышение собственной эффективности.
«В каждом конкретном случае при выборе технологического решения стоит тщательно анализировать ситуацию», — рекомендует Белов. ЕАМ-системы имеют функционал, специально предназначенный для решения задач управления основными фондами, а ERP-система охватывает весь спектр задач управления предприятием. Поэтому «правильное» решение должно сочетать обе эти технологии. Ориентироваться исключительно на специализированное решение имеет смысл тогда, когда речь идет об автоматизации деятельности технических служб и не предполагается глубокой интеграции с системой управления предприятием.
У компании «АНД Проджект», которая занимается как внедрением EAM-системы iMaint, так и специализированных решений для управления техобслуживанием и ремонтами (ТОиР) на базе Microsoft Dynamics AX, нет данных о том, что российские заказчики при решении задач ТОиР отдают предпочтение модулям ERP-систем. «Как правило, на выбор заказчика оказывает влияние наличие или отсутствие уже внедренной «тяжелой» ERP-системы», — отмечает Викулин. Если такая система есть, то решение принимается с учетом сравнения стоимостей работ по внедрению модуля ERP и специализированной EAM-системы. В случае, когда ERP-системы масштаба SAP, Oracle или Microsoft Dynamics AX на предприятии нет, предпочтение, как правило, отдается специализированной EAM-системе.
Преимущества западных специализированных EAM-систем заключены в лучших практиках, «зашитых» в функционал системы. Большинство западных систем уже имеют и качественную локализацию, и опыт использования на отечественных предприятиях. Российские системы отличаются низкой ценой. Однако правильно ли сравнивать промышленные платформы с опытом тысяч внедрений по всему миру с системами, внедренными на двух десятках некрупных предприятий?
«Что касается лидерства решений на рынке — у нас нет ощущения, что на текущий момент западные системы проигрывают», — оценивает результаты исследования Белов. Рынок еще не развит, и подавляющее большинство предприятий работают либо на самописных системах, либо вообще не занимались автоматизацией ТОиР. В общей массе таких предприятий доля внедрений и российских, и западных систем пока ничтожно мала. При этом в сегменте нет сильного лидера, способного на локальном рынке создать конкуренцию мировым производителям. Можно предположить, что в ближайшие годы российский рынок окончательно перестроится в пользу промышленных западных платформ для автоматизации управления ремонтами.
Ведущий рубрики — Николай Смирнов
Блог обозревателя: blogs.osp.ru/users/nikas77