Экономический кризис смешал ИТ-руководителям все карты. Многие из ценившихся ранее умений сегодня остаются невостребованными, зато пользуется спросом совершенно иное. Давайте подробнее рассмотрим пять полезных навыков, которые в настоящее время жизненно

Экономический кризис смешал ИТ-руководителям все карты. Многие из ценившихся ранее умений сегодня остаются невостребованными, зато пользуется спросом совершенно иное. Давайте подробнее рассмотрим пять полезных навыков, которые в настоящее время жизненно необходимы для успешного руководства ИТ-службой. 

1. Бережливость

Сегодня Дайане Мелик, вице-президенту и ИТ-директору компании Siemens Energy and Automation, приходится уделять финансовым вопросам гораздо больше внимания, чем раньше.

В сложных экономических условиях у нее, как и у ее коллег, сокращаются бюджеты и плановые расходы, но Мелик решила сократить затраты еще больше. Вместе со своими подчиненными она внимательно проанализировала инфраструктурные затраты — крупнейшую статью расходов на ИТ.

«В хорошие времена на телефонные счета никто даже не смотрел, — вспоминает она. — Когда же настало время затянуть пояса, нам пришлось изучить все детали в мельчайших подробностях. Глядя на эти затраты, я задала вполне естественный вопрос: а нет ли какого-то более эффективного способа управления ими? Ведь можно, к примеру, сыграть на противоречиях между поставщиками и попросить их самих предложить вам какой-нибудь вариант сокращения расходов».

Проделав все вышеперечисленное, Мелик снизила общие затраты на 15—20%.

По ее мнению, именно такая жесткая финансовая хватка нужна сейчас для управления ИТ.

Подобно Мелик, ИТ-директор компании CommunityAmerica Credit Union Гай Руссо ищет способы повысить эффективность везде, где только можно.

«Мы пытаемся сделать так, чтобы экономить было выгодно, — заметил он. — Люди сами должны задуматься об экономии, а мы со своей стороны регулярно информируем руководство о том, какие действия предпринимает в данном направлении ИТ-служба. Всем ясно, что жизнь сегодня трудна и необходимо разрабатывать различные программы сокращения затрат».

Руссо призывает сотрудников активнее демонстрировать свои успехи. На доске объявлений перед входом в помещение ИТ-службы висит диаграмма в виде термометра, отражающая экономию, которой удалось добиться благодаря реализации технических инициатив.

Руссо определяет новые финансовые цели. Его подчиненные понимают: в нынешний момент простого соблюдения финансовых ограничений недостаточно для того, чтобы заслужить всеобщее уважение. Нужно добиваться еще и существенной экономии, но при этом продукты и услуги должны отвечать требуемому уровню качества.

2. Умение снизить напряженность

Работники никак не могут повлиять на решения, от которых будет зависеть сохранение ими своего рабочего места, графика или уровня оплаты. Они ощущают свою беспомощность и испытывают чувство тревоги. «Но напряженность ситуации не должна сказываться на качестве вашего руководства, — подчеркнул Питер Уотнелл, ИТ-директор компании Sunoco и президент ассоциации Society for Information Management. — Сегодня от этого зависит гораздо больше, чем в предыдущие десять лет. Вы должны оставаться лидером для подчиненных и быть лидером для компании. Всем нужно дать понять: вы не намерены отставать от жизни. Необходимо поддерживать позитивные, но честные взаимоотношения с персоналом, оперативно решая вопросы по мере их возникновения. Если нужно сократить расходы, делайте это решительно, но с учетом интересов сотрудников».

«Необходимо научиться сохранять спокойствие даже в условиях постоянного давления, — заметила Сюзан Бетанис, генеральный директор компании Mariposa Leadership. — Нужно уметь выделять наиболее актуальные и важные вопросы. Когда вы чувствуете, что начинаете терять голову, сделайте передышку. Увидев, что человек взволнован, поинтересуйтесь, чем именно, и дайте ему возможность выразить свои эмоции.

Ключевой момент заключается в том, чтобы не допустить паники и разработать конкретный план действий. Нельзя смотреть на мир с позиции жертвы. Постарайтесь определить цели и пути их достижения. Не пытайтесь искать оправдание. Цели должны быть реальными и позитивными. Необходимо сохранять спокойствие».

3. Мотивация работников

«Даже в условиях экономического спада исполнительные сотрудники и квалифицированные специалисты в области ИТ продолжают пользоваться спросом, поэтому сохранение талантов должно стать одним из основных приоритетов ИТ-руководителя, — подчеркнул Раджи Арасу, вице-президент компании eBay по вопросам разработки продуктов. — Руководителям нужно поддерживать более тесную связь со своими подчиненными».

«К сожалению, у большинства компаний нет денег для дополнительной мотивации работников, — отметила Бетанис. — Учитывая этот факт, ИТ-руководителям необходимо изыскивать недорогие способы удержать своих лучших сотрудников. Например, расширить зону их ответственности или поручить им интересные проекты. Вы должны регулярно общаться с ними, узнавать, как идут дела, какая помощь им нужна, какие новые области им хотелось бы освоить».

4. Внедрение инноваций

«Многие компании настолько сосредоточены на выживании, что полностью игнорируют инновации», — констатировал Прита Банерджи, доцент Международной бизнес-школы при университете Брандейса.

«Вы должны воспринимать инновации как источник ценностей, конкретизируя свои подходы», — добавил Боб Зукис, партнер консультационной компании PricewaterhouseCoopers.

Компании, которые лучше других справляются с нынешним экономическим штормом, используют технологии «облачных» вычислений (cloud computing) и социальные сети, находя творческие и эффективные с точки зрения затрат пути доставки своих услуг.

«Чтобы получить результаты, не обязательно закладывать в бюджет дополнительные средства на внедрение инноваций, — считает Бетанис. — Но нужно сформировать инновационную команду. Будучи организатором, вы собираете всех этих людей вместе и определяете наилучшие способы поиска, сбора и анализа идей. Вы устанавливаете четкие правила — например, идеи должны иметь коммерческую направленность и в перспективе приносить доход. Причем на все это не понадобится много времени и денег».

Кроме того, подключение ваших лучших сотрудников к инициативе подобного рода не только будет способствовать расширению инноваций, но и станет хорошим стимулом для подчиненных, пробудит у них интерес к работе.

5. Ценность рекламы ИТ

«ИТ-руководителям необходимо всячески демонстрировать привносимую ими ценность, не стесняясь громогласно трубить об этом, — подчеркнул Дэн Робертс, президент компании Ouellette & Associates Consulting и один из авторов книги «Руководство ИТ-преобразованиями: Дорога к успеху» (Dan Roberts. «Leading IT Transformation: The Roadmap to Success». Kendall Hunt Professional, 2008). — Рекламе в современной жизни отводится чрезвычайно важная роль, и мы должны понимать, что все, начиная от ИТ-директора и заканчивая самым последним сотрудником, своей деятельностью рекламируют ИТ-организацию и формируют у других восприятие ее ценности».

Шувик Дутта, ИТ-директор компании Hart Schaffner Marx, специализирующейся на выпуске одежды, убежден в том, что деятельность его подчиненных и их успехи должны быть заметны окружающим. Только таким образом ИТ-служба может продемонстрировать свою ценность. Теперь его непосредственные подчиненные регулярно раз в две недели проводят полдня в обслуживаемых ими подразделениях. Это позволяет им получить более четкое представление о потребностях бизнеса и правильнее информировать всех остальных о том, какой вклад вносит в дело компании ИТ-служба.

Во время очередного такого посещения подчиненные Дутты выяснили, что сотрудникам отдела продаж для улучшения планирования нужны более точные сведения о работе производства. Тогда ИТ-служба развернула для них новые приложения, позволяющие получать всю необходимую производственную информацию.


Mary K. Pratt. Five Recession Survival Skills. Computerworld (US). 03/02/2009