Автоматизацию учреждений здравоохранения, по мнению Ростислава Туишева, советника министра здравоохранения Республики Татарстан, нужно начинать с реорганизации управления
Проблемы автоматизации учреждений здравоохранения одинаковы во всех регионах России. В материалах Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года рынок информационных систем оценивается следующим образом: разработанные системы, как правило, носят узконаправленный характер, ориентированы на обеспечение частных функций и задач, представляют собой комплекс разрозненных автоматизированных рабочих мест, и, как следствие, ограничена возможность интеграции. Кроме того, отсутствуют унифицированные программно-аппаратные платформы (сегодня зарегистрировано около 800 различных информационных систем), не сформирован единый подход к разработкам, внедрению и использованию ИТ в медицине. В результате уровень технического и технологического оснащения лечебно-профилактических учреждений весьма неоднороден. В большинстве медицинских учреждений отсутствуют системы защиты данных, используются несертифицированные продукты, нет «правильных» сетей, главная же помеха — отсутствие единой идеологии.
Все перечисленные проблемы характерны и для большинства медицинских учреждений Татарстана. Кроме того, часто используются информационные технологии самостоятельной разработки, которые не соответствуют современным требованиям. «Местные программисты оторваны от своего профессионального сообщества. Они стали лучшими врачами среди программистов и лучшими программистами среди врачей, — поясняет ситуацию Ростислав Туишев. — В результате часто автоматизируется все как есть и большое количество средств затрачивается впустую».
Управляемость
Для консолидации усилий в области информатизации около трех лет назад при кабинете министров Республики Татарстан был создан Центр информационных технологий (ЦИТ). Эта организация стала координатором взаимодействия между различными секторами — образованием, здравоохранением и т.д. Именно в ЦИТ сегодня сконцентрированы основные ресурсы, выделяемые на информатизацию.
Одна из первоочередных задач ЦИТ — создать адекватную транспортную систему для перемещения информации в масштабах республики. Благодаря ЦИТ стало возможным централизованно провести во все районы оптоволоконные сети, доставлять информацию быстро и качественно по «правильным» каналам связи.
На базе электронного правительства Татарстана в республике активно функционирует единое информационное пространство. Определены базовые требования, принципы работы и стандартные решения. Реализуемые сегодня отраслевые проекты основаны на единых подходах и системных решениях, информатизация же используется как инструмент управления: управленческие решения первичны, а информатизация вторична и должна обеспечивать реализацию и сопровождение решений. К исполнению ИТ-проектов привлекаются профессиональные компании, имеющие опыт работы в здравоохранении.
«Автоматизировать существующий беспорядок нет смысла, — поясняет Туишев. — Сначала нужно определить цели и задачи отрасли в новых условиях, сформулировать потребительские приоритеты в соответствии с современными подходами, разработать технологию эффективного использования ресурсов, взяв за основу достижения ведущих мировых систем, то есть описать бизнес-процессы в системе здравоохранения с перспективой на несколько лет».
Структуризация
До недавнего времени медучреждения республики считали себя независимыми, называя себя медицинскими центрами. По классической схеме, принятой в России, человек, попав в больницу, в том числе в высокотехнологичный центр, лечится там в течение 12—15 дней. С одной стороны, вылечить за этот срок невозможно, а с другой — самые ценные и дорогостоящие ресурсы не должны так расточительно использоваться. Предварительные процедуры и долечивание нерационально проводить в дорогостоящих центрах, а время пребывания в них не должно превышать 5—6 дней.
Чтобы изменить ситуацию, Министерство здравоохранения Татарстана разделило учреждения на три группы, или уровня: к первому отнесены высокотехнологичные центры, ко второму — типовые и специализированные больницы, к третьему — учреждения первичной амбулаторной помощи. В этой «пирамиде» каждая группа решает свои, строго определенные задачи.
«Высокотехнологичные центры, где сконцентрированы наиболее дорогостоящие ресурсы, не должны заниматься рутинной работой. В свою очередь, больницы среднего уровня не должны замахиваться на технологии, которые не соответствуют их статусу», — рассказывает Туишев. Такое деление позволяет рационально использовать средства, обеспечивая высокие стандарты при оказании медицинской помощи в индустриальных объемах.
Современные технологии лечения предполагают этапность и участие нескольких учреждений разного уровня. Например, кардиологический больной сначала обследуется в больнице второго уровня, затем направляется на высокотехнологичный, далее на долечивание идет в другую больницу второго уровня, а по завершении отправляется в санаторий. Сформированный таким образом маршрут рассчитан на 30—40 дней — до полного восстановления и выхода на работу. «Мы должны изменить положение, когда больной предоставлен сам себе в малопонятной и сложной системе учреждений здравоохранения, когда он сам ищет себе больницу и врача», — подчеркивает Туишев.
Управление такими сложными процессами, включающими большое число участников, требует диспетчеризации. Собственно, это и послужило основанием для создания диспетчерского центра Министерства здравоохранения Татарстана, в обязанности которого входит формирование маршрута для больных, обеспечение взаимодействия медицинских учреждений, мониторинг эффективности использования дорогостоящих ресурсов и подготовка аналитических отчетов.
Реализуемый принцип «одного окна» должен помочь не только пациенту, но и врачам. Не секрет, что между врачами отдаленных районов и специалистами центральных клиник часто возникают проблемы общения — недостаток знаний у одних и ощущение превосходства у других мешают плодотворному взаимодействию. Диспетчерский центр должен минимизировать человеческий фактор при исполнении стандартных процедур. Для принятия предварительного решения при сегодняшнем уровне исследований достаточно оценить набор объективных данных. При индустриальных объемах медицинской помощи, с которыми приходится иметь дело в республике, основная часть заявок может быть обработана без присутствия пациента, лишь на основе виртуальных контактов специалистов. В республике проживает 3,7 млн. человек, из которых 600 тыс. имеют кардиологические проблемы, а коек для их лечения в десятки раз меньше. Поэтому нужно правильно распределить потоки. Специалисты диспетчерского центра получают оформленную заявку, а затем направляют ее в головное учреждение. Высокотехнологичный медицинский центр, оценив имеющийся объем данных, соглашается с диагнозом, определяя больному срок госпитализации, или просит предоставить дополнительную информацию (вплоть до приглашения больного на консультацию). Затем диспетчерский центр определяет маршрут всех этапов лечения, бронируя места в клиниках, участвующих в этой «цепочке».
«Идея создания диспетчерского центра появилась давно, но мы не могли найти подходящую технологию, инструмент, которые позволили бы ее реализовать, — рассказывает Туишев. Идею удалось воплотить в жизнь, приняв за основу решения компании Software AG, специалисты которой взялись за проект совместно с казанской компанией «Корпоративные информационные рутины» (КИР). Конечно, первоначально у поставщика существовало свое представление о том, как и что должно быть организовано в медицине. Потребовалось много встреч и обсуждений, чтобы сформулировать идею и смоделировать сложный бизнес-процесс с использованием их фирменных решений».
Проект «Диспетчерский центр» — не столько информационно-аналитический, сколько управленческий. Оценить его прямую экономическую эффективность трудно. Основная задача заключалась не в том, чтобы сделать дешевле, а в том, чтобы получить более фундаментальные результаты — изменить неблагоприятные демографические тенденции, построить экономически эффективную и понятную для людей систему оказания медицинской помощи.
Банк данных
Все собираемые данные направляются в диспетчерский центр, в котором организовано единое хранилище данных. В середине 2009 года силами Министерства здравоохранения, Центра информационных технологий РТ и компании КИР планируется завершить работу над системой передачи медицинских изображений внутри республики.
Поскольку информация становится доступной, появляется возможность получить консультацию у специалистов ведущих центров через Internet. Для этого в базовых медицинских центрах создаются контакт-центры, устанавливаются плазменные панели, что позволяет осуществить просмотр медицинских изображений и провести консилиумы. Важнейшим разделом данной работы является организация архива изображений.
«Хранение всех изображений централизовано. На местах после нескольких исследований изображения обычно удаляются, оставаясь только в бумажных медицинских картах больных. Изображениями, сохраненными в едином архиве, можно будет воспользоваться многократно, причем доступ к ним смогут получить врачи, работающие с данным больным в различных клиниках», — поясняет Туишев. Кроме того, наличие такого архива — это предпосылки к созданию единого медицинского банка данных.
Проблемы ИТ в медицине
Сегодня на ИТ-рынке достаточно много информационных систем, способных поддерживать работу лечебно-профилактических учреждений. Но, по мнению Туишева, в большинстве своем они закрыты и их практически невозможно интегрировать для создания комплексной системы. Кроме того, они не сертифицированы на предмет обеспечения безопасности личных данных пациентов — эта проблема остро встанет перед лечебно-профилактическими учреждениями в 2010 году.
«В учреждениях республики установлено 12 тыс. ПК, у всех есть электронная почта, и все заявляют о полной автоматизации. Но защищенной системы пока нигде нет, — рассказывает Туишев. — Все установленное программное обеспечение, не только у нас, но и в России в целом, за редким исключением решает частные задачи, на каждом рабочем месте есть выход в Internet, электронная почта, следовательно, есть риск утечки данных. Руководители учреждений должны представлять, что потребуется заменить парк компьютеров, в большинстве случаев установить новое программное обеспечение, провести аттестацию каждого рабочего места — иначе данные клиентов не могут быть защищены». Понятно, что это потребует дополнительных финансовых вложений и строгого соблюдения технологической дисциплины.
Сегодня не только пациенты неоптимально тратят свое время, но и врачи — много времени отнимают участие в собраниях, непрофильная работа, написание отчетов и т.д. Кроме того, в медицине все еще сильны сложившиеся веками традиции и «ритуалы», заставляющие настороженно относится к интенсификации работы. «В одной из больниц мы пытались оценить стоимость работы персонала, — рассказывает Туишев. — Оказалось, что немалое число очень опытных медицинских сестер не выполняют свою медицинскую работу, а ходят по коридорам, перенося истории болезни, бегают от одного консультанта к другому. Платить оказалось не за что, как, впрочем, и хирургу, так как непосредственно своей работой он занимается мало. Если говорить о формировании цены в классическом виде, то получается, что нанято много лишних людей, не делающих своей основной работы. Повсеместное внедрение информационно-аналитических систем управления позволит устранить эти проблемы».
Отрасли сейчас необходимы профессиональные управленцы, обладающие знаниями в области экономики, юриспруденции, менеджмента, чтобы главные врачи могли заниматься врачебной деятельностью, а не решать хозяйственные вопросы.
Человеческий фактор
Необходимо признать, что медицинский персонал в большинстве своем не готов к работе в таких условиях. Широкое внедрение информационных технологий потребует «переформатировать» целые коллективы, изменить сознание и традиции, переучить людей. Но здесь, по мнению Туишева, нужно ответить на вопрос: кому служит медицина — врачам, системе или пациенту? Все-таки безусловным приоритетом в медицине должен быть интерес больного — ему необходимо обеспечить предельно понятную, ясную и эффективную систему медицинской помощи.
Сокращения медперсонала при этом не ожидается — он будет перераспределен и, скорее всего, его будет даже недостаточно. Поэтому придется перестраивать и образование, чтобы готовить нужных специалистов по тысячам разных направлений. «Решить эти задачи в государственном масштабе можно только на основе серьезного централизованного управления отраслью, включая и систему негосударственных ресурсов. Централизованное управление существенно отличается от централизованного администрирования, которому не нужны измеряемые параметры, стандарты и информатизация», — считает Туишев.
Технические подробности
В 2007–2008 годах была реализована первая очередь проекта информационной системы «Диспетчерский центр», исполнителями которого выступили компании «Корпоративные информационные рутины» и Software AG. Система функционирует в Республиканском центре обработки данных, построенном на базе Центра информационных технологий Республики Татарстан. Удаленный доступ пользователей к системе осуществляется с помощью Web-технологий. Разработка решений программной части была выполнена на базе технологических платформ Software AG (линейка продуктов Web Methods), IBM (Lotus Domino, Cognos), Microsoft (SQL Server) и др.
В рамках информационной системы автоматизированы два основных бизнес-процесса. Первый — плановая госпитализация больных кардиохирургического профиля из учреждений первичного звена в центры оказания высокотехнологичной медицинской помощи; второй — мониторинг использования высокотехнологичных медицинских ресурсов. Пациенты направляются в Межрегиональный клинико-диагностический центр из 20 учреждений Татарстана, при этом плановая очередь на госпитализацию формируется автоматически с архивированием, построением статистики и аналитической обработкой всех клинических данных. К системе подключены пять центров оказания высокотехнологичной медицинской помощи республиканского и федерального уровня. В режиме реального времени осуществляется мониторинг, собирается статистика и анализируется использование дорогостоящих ресурсов: кардиохирургических операционных, мощного диагностического оборудования.
Эти процессы реализованы с помощью оперативного и аналитического контуров системы. Аналитический контур создан на базе технологий Cognos в виде портального решения как инструмент для разноплановых аналитических задач — узкопрофессиональных и управленческих. Информационная составляющая системы «Диспетчерский центр» основана на SOA-архитектуре (для ее реализации использовались технологии Software AG) с целью минимизации стоимости развития системы, ее масштабирования, интеграции с другими информационными системами. Многократное использование созданных компонентов, по мнению Ростислава Туишева, способствует эффективному применению инструмента моделирования бизнес-процессов и создания моделей «как есть» и «как должно быть», в котором задействованы все участники процесса. Применение таких инструментов повышает оперативность управления отраслью в целом и скорость и качество внедрения новых нормативов, регламентов и услуг.