Результаты расчетов экономической целесообразности внедрения выливаются в долгосрочную ИТ-стратегию, в ходе реализации которой анализируется окупаемость проекта
В последние восемь лет ежегодно увеличивались ИТ-бюджеты, необходимые для поддержки бурного роста компаний. Но нечасто внедрение информационных систем рассматривалось с точки зрения возврата инвестиций. Сейчас, исходя из общей политики сокращения затрат, ИТ-бюджеты уменьшают одними из первых и очень важно оценивать целесообразность каждого внедрения. В нынешних условиях период желаемого возврата инвестиций в среднем сократился с пяти-семи лет до одного года — трех лет.
Чтобы оценить ROI и, следовательно, период возврата инвестиций, необходимо определить величину затрат, относимых на ИТ-решение, и определить преимущества от его внедрения.
Затраты на ИТ-решение делятся на капитальные и операционные. Под капитальными затратами понимаются затраты, которые увеличивают стоимость компании. К ним относятся стоимость лицензий программного обеспечения, стоимость сервера, стоимость внедрения (консалтинг, дополнительные разработки и трудозатраты внутренней команды).
Результатом капитальных затрат становится внедренное информационное решение, которое является собственностью компании.
Под операционными затратами понимается стоимость владения TCO (Total cost of ownership) — стоимость ежегодной поддержки внедренного решения. Обычно в нее закладывается стоимость поддержки от вендора, стоимость содержания внутренней команды поддержки программного решения, стоимость содержания сервера.
После определения полной стоимости внедрения и стоимости владения необходимо определить преимущества от внедрения. Каждое преимущество должно быть однозначным и легко проверяемым. Все выявленные в ходе анализа преимущества должны быть подтверждены владельцами процессов.
Пример расчета ROI для HR-системы
Рассмотрим пример расчета ROI при внедрении ИТ-решения, автоматизирующего кадровые бизнес-процессы: кадровый учет, расчет заработной платы, набор персонала и управление обучением и кадровым развитием.
Расчет производится для территориально распределенного холдинга, в котором работает 1000 сотрудников: 500 рабочих, 350 офисных сотрудников и 150 руководителей различного уровня; в кадровых процессах принимают участие сотрудники кадровой службы (пять человек) и бухгалтерии (два сотрудника, рассчитывающие заработную плату).
Определение величины затрат
Капитальные затраты представим как сумму внешней стоимости и затрат внутренних ресурсов. Внешняя стоимость всегда определена и понятна, поэтому мы не будем заострять на ней внимание. Рассмотрим подробнее методику расчета затрат внутренних ресурсов. Первоначально необходимо классифицировать все виды ресурсов, которые будут использованы в процессе внедрения: сотрудники бизнес-подразделений, ИТ-специалисты по внедряемому продукту, ИТ-специалисты общей службы поддержки, техническая инфраструктура (серверы, локальные сети). Для сотрудников необходимо определить годовые заработные платы, а для технической инфраструктуры — стоимость использования за год. Далее, определив процент занятости или использования ресурсов в рамках проекта, можно рассчитать внутренние затраты. Они равны сумме произведений стоимости ресурсов на процент их занятости. Аналогичные принципы лежат в основе расчета операционных затрат.
Определение преимуществ
Первым преимуществом является оптимизация времени выполнения стандартных кадровых процессов в информационной системе. Для определения данного преимущества необходимо выявить и учесть следующие факторы. Во-первых, время выполнения каждой операции до и после внедрения. Во-вторых, время получения отчетности, часто нестандартной, до и после внедрения. В-третьих, частотность выполнения каждой операции.
Экономия времени сотрудников HR-службы. Организация принимает на работу пятьдесят сотрудников в год (50:260 = 0,19), то есть в среднем один раз в неделю принимается один сотрудник. Время, затраченное на прием сотрудника, составляет 30 минут. В информационной системе Х сотрудник затрачивает на тот же процесс 20 минут. За год на операцию «прием на работу» экономится 520 минут, что составляет около восьми часов, то есть один день.
В комплексной системе кадрового учета существенная экономия времени достигается при получении различных видов отчетности для руководства: оперативной и периодической (ежемесячной, ежеквартальной и ежегодной), на ручную подготовку которой тратится около тридцати дней. Высвобождаемое время сотрудников HR-служб может быть переведено не в фактическую прибыль от проекта, а оценено как высвобождающееся дополнительное время, которое будет потрачено на развитие персонала компании в целом.
Экономия времени сотрудников бухгалтерии. На расчет заработной платы может экономиться до двух дней в месяц, что составляет двадцать четыре дня. На получение справки 2НДФЛ без информационной системы бухгалтер затрачивает двадцать минут, в информационной системе — пять минут, в среднем каждый сотрудник берет справку 2НДФЛ раз в два года, ежегодно подготавливается пятьсот справок, экономия на их подготовку составляет около 16 дней. Примеры можно продолжить.
При рассмотрении всех операций, выполняемых кадровой службой и бухгалтерией (в рамках кадровых процессов), экономия времени в нашем примере может составить около двух полных годовых загрузок специалиста HR или бухгалтерии, что при оценке стоимости высвобождающегося времени сотрудников HR-службы или бухгалтерии дает два годовых оклада.
Экономия времени всех сотрудников компании. При внедрении информационной системы, дающей возможности каждому сотруднику получать персональную информацию напрямую из системы, работник может со своего рабочего места подавать заявку на отпуск, просматривать расчетный листок, менеджер получает доступ к кадровым данным своих подчиненных, таким образом возникает экономия времени для каждого сотрудника. Для тех же, у кого рабочее место находится на производстве и нет персонального компьютера, могут быть установлены терминалы общего доступа, с помощью которых сотрудники могут получать доступ к своей личной информации. Для рабочих экономия времени может составлять один час на каждую справку или расчетный листок, поскольку им не надо идти в кадровую службу и ждать, когда будет готов соответствующий документ. Если работники запрашивают раз в два месяца какую-либо справку, соответственно, при расчете экономии получаем полтора годовых оклада рабочего. Для офисных сотрудников экономия составляет около 20 минут, если в среднем они запрашивают у специалистов по кадрам справки или расчетные листки раз в месяц. В нашем примере получаем экономию 0,7 годового оклада офисного сотрудника. Менеджер запрашивает кадровые данные по своим подчиненным в среднем раз в два месяца, и экономия времени составляет тридцать минут. При пересчете получаем финансовую экономию 0,2 годового оклада менеджера.
Вторым ощутимым преимуществом является эффект от комплексного внедрения, подразумевающий повышение эффективности за счет внедрения различных модулей, дающих синергию.
Ежедневно работники кадровых служб, сотрудники, ответственные за подбор персонала, сотрудники подразделений компенсаций и льгот и сотрудники бухгалтерии обмениваются кадровой информацией, производя ввод дублирующихся данных. Внедрение единой системы позволяет экономить время на ведении данных по сотруднику всем использующим эти данные специалистам.
Например, единая система по персоналу позволяет сотрудникам, ответственным за подбор персонала, осуществить быстрый поиск кандидата внутри компании и за ее пределами по заданным критериям поиска (требуемый профиль кандидата).
При общей текучести персонала в 5% ежегодно в компанию приходят около 50 человек. Если есть возможность осуществлять эффективный поиск среди внутренних кандидатов, около семи человек будут найдены внутри компании (три менеджера и четыре офисных работника). На каждого сотрудника, привлеченного через внешнее кадровое агентство, компания тратит около 20 % годовой заработной платы сотрудника, в нашем примере финансовая экономия составит 0,6 годового оклада менеджера и 0,8 годового оклада рядового сотрудника.
Эффект от комплексного внедрения также относится к преимуществам, получаемым за счет внедрения единой системы в рамках распределенной компании. Единая учетная политика, контролируемая головной компанией, позволяющая экономить за счет контроля по выплатам, единые данные по персоналу, используемые при переводах из подразделения в подразделение, общекорпоративное прозрачное планирование и т.д.
Оценка окупаемости инвестиций
Окупаемость инвестиций (ROI) определяется отношением получаемой прибыли и сэкономленных при внедрении затрат к затратам на ИТ-решение. То есть чем выше прибыль от проекта и чем меньше величина затрат по проекту и поддержке, тем больше показатель ROI. При вычислении прибыли и затрат за год ROI будет обратно пропорциональна (1/R) количеству лет, через которое проект выйдет на точку безубыточности.
Введем понятие базовой единицы (БЕ) — базовый годовой оклад сотрудника уровня рабочего (это самая младшая должность в компании). Для всех остальных уровней выведем относительный средний годовой оклад, измеряемый в БЕ. Сумму экономии определим равной количеству базовых годовых окладов по должности. Согласно нашему расчету общая годовая экономия в примере составляет 14,64 БЕ (подробный расчет показан в табл. 1).
Стоимость внедрения предлагаемой функциональности составляет около 20 БЕ. Ежегодная поддержка — около 4 БЕ, срок внедрения — шесть месяцев. Соответственно за первый год внедрения будет потрачена сумма внедрения и полгода поддержки: 20 + 4/2 = 22 БЕ. Прибыль за первые полгода составит 7,32 БЕ. Табл. 2 отражает динамику движения к точке безубыточности, которая достигается в третьем году эксплуатации информационной системы.
График изменения ROI показан на рисунке.
Стратегия экономии
При анализе конкретной компании выявляются общие традиционные и уникальные особенности, позволяющие привести полную картину потенциально сэкономленных средств за счет внедрения функциональных модулей системы управления персоналом. Расчет планируемого ROI производится перед началом проекта. По завершении анализируются фактические показатели, которые возникают при внедрении информационной системы. На основе фактических показателей может быть произведена корректировка планируемого ROI.
Высвобождаемое время сотрудников HR-служб может быть переведено не в фактическую прибыль от проекта, а оценено как высвобождающееся дополнительное время, которое будет потрачено на развитие персонала компании в целом. Внедрение экономического обоснования ИТ-проектов поможет ИТ-руководителям иметь надежный инструмент при защите необходимых им проектов, позволяя отобрать действительно важные и экономически целесообразные проекты для компании. Введение повсеместного расчета ROI для всех проектов сможет показать доходность от ИТ-проектов и ИТ-службы в целом, которая традиционно считается затратным, сервисным подразделением.
Дмитрий Шеходанов — руководитель направления SAP HCM компании ЭВОЛА; d.shekhodanov@evola.ru