Среди них есть, правда, те, кто застал дефолт, но в то время эти персоны были специалистами или менеджерами низового звена, а потому не могли набраться опыта принятия серьезных управленческих решений в условиях кризиса или хотя бы как следует проанализировать его. ИТ-руководители, увы, не исключение.
Наши менеджеры успели привыкнуть к тому, что компании, в которых они трудятся, бурно растут, а потому заботиться приходится не столько о повышении эффективности работы или об экономном расходовании ресурсов, сколько об увеличении или сохранении темпов роста бизнеса. Первоочередной задачей ИТ-руководителей была ИТ-поддержка его стремительного развития.
Как отметил Александр Герман, директор по ИТ группы компаний «Бэринг Восток», выступая на очередном саммите Института Адама Смита, посвященном корпоративным ИТ-стратегиям, за рубежом, в отличие от России, и до кризиса было немало региональных рынков, для которых был характерен баланс спроса и потребления; рынки были поделены между основными игроками, и на серьезные изменения надеяться не приходилось. Вместе с тем, например, в одной из скандинавских стран профсоюзы требовали от руководителей компаний любой ценой повышать зарплаты примерно на 1,5% в месяц, и топ-менеджерам приходилось ломать голову над тем, как это осуществить. Первостепенное внимание уделялось снижению издержек и повышению эффективности компаний. Разумеется, предпринимались усилия и в ИТ-службах.
В качестве модели развития ИТ-службы на ближайшие месяцы Герман рекомендовал «вывод ИТ-бюджетов в ноль», имея в виду то, что в ИТ-бюджетах в идеале не должно остаться статей затрат на собственно ИТ, все затраты следует разнести (провести их аллокацию) по потребителям ИТ (то есть бизнес-заказчикам). Очень важно при этом отойти от «котлового» метода оценки затрат на ИТ и провести максимально аккуратную их оценку. Это нужно для того, чтобы бизнес увидел, как тратятся деньги, выделенные на ИТ, и кто ими реально воспользовался.
Чтобы снизить издержки на ИТ, Герман советует разобраться со списком ИТ-услуг, оказанных бизнес-пользователям, аллоцировать их по потребителям и оценить объемы и стоимость. Наверняка уже на этом этапе удастся выявить резервы возможной экономии. Затем следует попытаться «продать» структурам бизнеса необходимые им ИТ-услуги. Скорее всего, проанализировав список услуг и затраты на их оказание, топ-менеджеры и руководители подразделений откажутся от некоторых ИТ-услуг или придут к выводу, что можно уменьшить их объем или уровень качества.
«Сейчас самое время заняться сокращением затрат, в том числе на внешние ИТ-услуги», - заявил Михаил Михайлов, директор управления ИТ группы компаний «Мечел». Он обратил внимание на то, что за последние месяцы многие поставщики ИТ-услуг заметно снизили цены. По некоторым телекоммуникационным услугам расценки снизились в четыре раза.
На многих предприятиях лишних денег нет и, чтобы иметь возможность продолжить важные проекты, приходится выстраивать финансовые схемы, отметил Михайлов. Речь идет, с одной стороны, о еще более тесном сотрудничестве с финансовыми службами предприятий и бизнес-заказчиками, заинтересованными в завершении нужных им проектов, с другой — о переговорах с ИТ-поставщиками о пересмотре условий контрактов и предоставлении рассрочек платежей. В конце концов, если есть взаимная заинтересованность, возможности для реализации проектов найдутся.
Блог главного редактора: blogs.osp.ru/users/mike_z