Ответственность за ИТ-поддержку медицинских учреждений сейчас, как правило, берут на себя энтузиасты, в основном из числа врачей. Между тем в большинстве компаний и организаций других секторов за это отвечают ИТ-профессионалы. Когда, при каких условиях ре
Михаил Эльянов, президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ):
ИТ-поддержка медучреждений перейдет в руки ИТ-профессионалов, когда здоровье станет экономической категорией. Например, на проведение диспансеризаций выделяются немалые деньги, но, к сожалению, нигде нет данных, какой экономический эффект дали эти средства. Между тем выявление серьезных заболеваний на ранних стадиях и своевременное их лечение позволит государству и страховым компаниям сэкономить деньги. Если бы медучреждения за раннее выявление заболеваний получали бы дополнительное финансирование, их работа строилась бы совершенно по-другому. Они совершенно иначе относились бы и к ИТ, ведь ИТ — очень мощное средство для зарабатывания денег. Вопрос с окупаемостью ИТ отпал бы.
Геннадий Орлов, директор направления «медицинские информационные системы» компании «Корус Консалтинг»:
Ситуация изменится, когда наличие информационных систем станет с экономической точки зрения обязательным для лиц, принимающих решения, — главврача медучреждения, федеральных или региональных властей (регионального органа управления здравоохранением или территориального фонда обязательного медицинского страхования). Важнейшим условием для этого является активная позиция и целенаправленные действия федеральных властей.
В тех медучреждениях, где руководству требуется экономическая эффективность, уже давно внедрены информационные системы, их поддерживают штатные или внешние (на условиях аутсорсинга) ИТ-специалисты. Во многих субъектах России внедрены региональные системы по федеральной и региональной программам лекарственного обеспечения, расчетам по оказанной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) и т. д. Поддерживают и развивают эти системы ИТ-руководители уровня заместителя исполнительного директора по ИТ территориального фонда ОМС и ИТ-специалисты. Создание в 2008 году в Минздравсоцразвития России департамента информатизации существенно повысило уровень руководителей министерства, отвечающих за ИТ. Федеральный фонд ОМС уже с 2007 года имел должность заместителя директора по ИТ.
Павел Фоминых, руководитель центра компетенции по бюджетному учету ИТ-холдинга «1-й Архитектор бизнеса»:
Поскольку медучреждения — это в основном государственные предприятия с утвержденным штатным расписанием, то взять и «придумать» себе должность ИТ-директора они не могут. Во многих поликлиниках нет даже системных администраторов для поддержки сетей. Иногда эти вопросы курирует один из заместителей главврача, нередко этим занимается главный бухгалтер. Но сети и программы становятся все сложнее, и человек, занимающийся ИТ как хобби, уже некомпетентен. Единственный выход в таком случае — заключать договоры на техподдержку или аутсорсинг с ИТ-компаниями (кстати, в бюджете такая статья расходов заложена).
Как известно, медучреждениям разрешено вести предпринимательскую деятельность. Именно эти внебюджетные средства они могут тратить в том числе и на «дополнительных» специалистов, поэтому должность, связанная с ИТ, может появляться в клиниках, где, во-первых, разрешено самим формировать свое штатное расписание, и, во-вторых, имеется достаточный объем внебюджетных средств.
Лев Гитер, директор по маркетингу компании «Айпинэт»:
Процесс коммерциализации здравоохранения в конечном итоге приведет к появлению на рынке достаточно крупных игроков. Это может произойти в течение ближайших двух-трех лет. Рост конкуренции приведет к повышению требований к качеству предоставляемых услуг, что в свою очередь повлияет на повышение требований к используемым ИТ. Решить такие задачи будет невозможно без полноценного и квалифицированного ИТ-подразделения.
В государственных медучреждениях переход управления ИТ в руки профессионалов может затянуться надолго (до 10—15 лет). Это связано в первую очередь с отсутствием четкой системы управления и поддержки медучреждений со стороны государства, а также работающих государственных программ финансирования здравоохранения.
Андрей Терехов, председатель совета директоров, директор по исследованиям и разработкам компании AT Software:
Пока не будет поддержки и заинтересованности в информатизации здравоохранения со стороны государства, все останется так, как и было. Приведу один очень яркий пример. СПбГУ и компания «Ланит» разработали проект «электронного паспорта здоровья» — специальную компьютерную программу, позволяющую вносить, хранить и анализировать персональные сведения о здоровье, начиная с момента рождения. Он был продемонстрирован в Минздраве. Продукт получил много положительных отзывов, но дальше этого дело не пошло. А через несколько месяцев Минздрав продемонстрировал похожую систему, но с существенно меньшими функциями, якобы разработанную их дочерней организацией. Возникает вопрос: как в таких условиях можно работать в России?
Айдар Сафин, генеральный директор компании «Инфософт»:
В штате большинства медицинских организаций, являющихся бюджетными учреждениями, не предусмотрен ИТ-руководитель, ставки ИТ-специалистов в необходимом объеме не утверждены вышестоящим ведомством и вопросы оплаты труда квалифицированных ИТ-специалистов не могут быть решены. Частично указанные проблемы решаются на уровне министерств и ведомств: централизованные закупки оргтехники, ПО, централизованное обеспечение ИТ-услугами, Internet, телефония.
Вопросы обслуживания ИТ-инфраструктуры остаются нерешенными, поскольку средств на содержание ИТ-специалистов нет, а услуга аутсорсинга только начинает занимать позиции в России.
Владимир Шаров, коммерческий директор компании NaviCon Group:
Зачастую и зарплата врачей оставляет желать много лучшего, поэтому ИТ-специалисты с высокой квалификацией просто не идут туда работать. Кроме того, компьютерные парки многих учреждений сильно устарели, денег на приобретение нового ПО и его обновление выделяется мало.
Процесс проникновения автоматизации в работу медицинских учреждений — дело времени. В конечном итоге руководители поймут, что лучше иметь хорошо оплачиваемого профессионала, чем бесплатного любителя.
Алексей Аносов, генеральный директор компании «Эскейп»:
Сегодня руководители департаментов и министерств здравоохранения всех регионов поставлены перед необходимостью расширять использование средств информатизации. К сожалению, в данных структурах для решения этой задачи в лучшем случае предусмотрены медицинские информационно-аналитические центры, которые создавались в основном для сбора статистики.
В худшем случае эту роль выполняют областные лечебные учреждения. Руководители регионов не имеют четких рекомендаций, регламентов и нормативов автоматизации процессов в отрасли.
Министерством здравоохранения РФ в этом году организованы рабочие группы по выработке соответствующих рекомендаций, которые должны определить облик медицинской информационной системы региона и инфраструктур, обеспечивающих решения поставленных задач. Надеюсь, что данные меры помогут положить конец анархии в деле автоматизации лечебных процессов.
Виталий Кондратенков, директор по развитию бизнеса компании InterSystems в России и СНГ:
В медицине еще не началась нормальная информатизация лечебного процесса. Сейчас ею охвачены от силы одна-две сотни медучреждений. Еще одна проблема — совершенно разные затраты на медицину в развитых странах и у нас. Определенный оптимизм появился, когда Минздравсоцразвития создал профильный департамент во главе с ИТ-профессионалом. Аналогичные оргмероприятия следует проводить и в регионах, а пока же информатизация медучреждений остается делом рук самих медучреждений, то есть тех же главврачей. Увы, программы серьезной информатизации пока нет и на уровне федерального министерства. ИТ-профессионалы придут в медицину, когда она по-настоящему станет одной из приоритетных отраслей экономики страны.