Московская объединенная энергетическая компания выстраивает сквозные прозрачные процессы взаимодействия с клиентами, опираясь на новую инфраструктуру бизнес-приложений
Александр Лебедев
Возраст: 51 год
Образование: МИФИ, инженер-физик, Дипломатическая академия МИД СССР, международные отношения
Послужной список последних лет:
2005 — настоящее время
ОАО «МОЭК», заместитель главного инженера по АСУ, заместитель генерального директора по ИТ
2002 — 2005
ГУП «Мосгортранс», заместитель генерального директора
1999 — 2002
Издательство МИР, директор
1998 — 2002
Президент ассоциации «Российский Учебник»
Помощник вице-спикера Государственной Думы
«Было принято решение об использовании технологий, которые стыкуются с минимальными усилиями и издержками. И пусть каждый элемент, возможно, не является лучшим в своем классе, но зато создаваемая ERP-система представляет собой единую среду», Александр Лебедев, заместитель генерального директора по ИТ ОАО «МОЭК»
Еще несколько лет назад московские городские предприятия топливно-энергетического комплекса функционировали как государственные унитарные предприятия. В ГУПах действовала административная система управления, которая не могла использовать рыночные механизмы, отсутствовала единая база бухгалтерского и налогового учета основных средств, а также система бюджетирования. Все это препятствовало реформированию электроэнергетического комплекса.
Чтобы изменить ситуацию, в ноябре 2004 года правительство Москвы приняло решение создать ОАО «Московская объединенная энергетическая компания». На сегодняшний день деятельность МОЭК охватывает все сегменты энергетического рынка столицы: производство, распределение и сбыт тепловой энергии, а также производство электрической энергии.
Реформа энергетики изначально подразумевала создание конкурентных условий для участников, поэтому вчерашнему монополисту сегодня приходится задумываться о совершенствовании бизнеса и заботиться о повышении удовлетворенности клиентов.
«Чтобы бизнес понимал, куда двигаться, нужно построить в первую очередь стратегический бизнес-план. Предприятию необходимо знать, как все эти изменения внедрять в жизнь и как ими управлять», — считает заместитель генерального директора по информационным технологиям ОАО «МОЭК» Александр Лебедев.
Ступенчатая автоматизация
МОЭК был образован в результате объединения нескольких компаний, и автоматизация в них находилась на разных уровнях. Чтобы повысить управляемость компанией и заодно снизить издержки на ИТ, требовалось унифицировать ключевые компоненты информационных систем. Поэтому первым крупным проектом в области ИТ в компании стал переход на единые ИТ-платформы. Это первая ступень двухступенчатой модели автоматизации в МОЭК.
В течение одного года по всем направлениям деятельности компании были выбраны и внедрены единые программные платформы: единая система расчета с физическими лицами и аналогично — с юридическими, единая система паспортизации технических объектов, единая бухгалтерская система («1С») и т. д.
«Хотя ландшафт бизнес-приложений стал однородным, он продолжал напоминать лоскутное одеяло. Взаимодействие с системами по-прежнему осуществлялось через ручные технологии передачи документов. Единого информационного пространства не было», — вспоминает Лебедев.
Было принято стратегическое решение создать единую централизованную службу ведения корпоративной нормативно-справочной информации. Эти справочники стали едиными для всех, и при дальнейшей автоматизации на них опирались многие другие решения. Кроме того, удалось договориться об обмене информацией с фирмой, поставляющей запчасти для автомобилей, в результате весь справочник поставщика был приведен в соответствие со структурой справочников МОЭК.
«Сейчас стало возможным перейти на штрихкодирование: служба НСИ будет вырабатывать систему штрихкодов и обязывать поставлять в соответствии с ней запчасти, комплектующее или материалы, причем штрихкоды будут наноситься не на входе в МОЭК, а на выходе от поставщика», — поясняет Лебедев.
Кроме того, принятое в МОЭК решение централизовать ИТ-службу, создав жесткую вертикаль управления с едиными правилами, позволило избежать двухступенчатости в управлении. Это, в частности, касается выбора решений и продуктов, совместимости платформ, их интеграции и пр.
«На этом же этапе было принято решение о предпочтительном использовании бесшовных технологий, которые стыкуются с минимальными усилиями и издержками. И пусть каждый из элементов этой технологии, возможно, не является лучшим в своем классе, но зато создаваемая ERP-система представляет собой единую среду», — поясняет Лебедев.
Сегодня в МОЭК автоматизированы и работают в единой программной среде на базе бизнес-приложений SAP все производственные филиалы, а их около десяти. Средствами SAP реализованы учет материальных потоков, зарплата, кадры, управление ремонтами и планированием. По оценкам Лебедева, 80-90% задач удалось решить средствами SAP. «Таким образом мы ушли от прежних программных платформ, которые использовались для унификации бизнес-приложений. Они продолжают использоваться лишь во вспомогательных подразделениях, например автотранспортном, сервисном, социально-бытовом — там, где SAP еще не внедрили, — рассказывает Лебедев. — Чтобы все подразделения функционировали в едином информационном пространстве, разработана временная схема консолидации данных. Механизмы этой консолидации опираются на платформу единой НСИ. Изначально справочники были реализованы на различных решениях, но со временем они были переведены на платформу SAP».
Сегодняшние результаты
В процессе внедрения модулей SAP пришлось несколько раз подвергнуть ревизии всю клиентскую базу данных физических и юридических лиц для уточнения нагрузки, которую клиенты потребляют, и договоров, на основе которых им оказывают те или иные услуги. Результат оказался поразительным: удалось выявить множество недостатков. Выяснилось, например, что услуги оказывались, но деньги не платились или платились не в полном объеме. В МОЭК уверены: благодаря тому, что в ходе внедрения SAP удалось упорядочить расчеты с клиентами, затраты на проект уже окупились.
Внедрение ERP позволило также в несколько раз сократить время подготовки отчетов. Если раньше на подготовку бухгалтерских данных уходило две недели, то сейчас — не более двух дней. В конечном итоге это позволило гораздо оперативнее доставлять топ-менеджерам информацию, необходимую для принятия решений.
В прошлом году в МОЭК был реализован крупный проект «Теплосбыт», который охватывает 3 млн. клиентов — физических лиц и около 30 тыс. лицевых счетов по юридическим лицам. С января эта система запущена в промышленную эксплуатацию.
Как это нередко бывает в ходе ERP-проектов, пришлось столкнуться с сопротивлением персонала. «Если бы накануне внедрения была проведена должная работа с коллективом потенциальных пользователей МОЭК, то нам бы удалось избежать увеличения сроков внедрения ERP-системы в ряде процессов (а сдвиг сроков повлек увеличение бюджетов)», — отмечает Лебедев.
Жизнь продолжается и в кризис
Анализируя проблемы, которые принес с собой нынешний экономический кризис, Лебедев не склонен излишне драматизировать ситуацию, он полагает, что не так страшен кризис, как антикризисная суета вокруг: «Безусловно, наши функциональные заказчики ощущают на себе увеличение неплатежей. Это, в свою очередь, влияет на ограничения при внедрении новых современных инструментов, в том числе ИТ. Тем не менее мы продолжаем заниматься этими проектами и стараемся построить полностью сквозной прозрачный процесс — с момента начала услуги до момента, когда появляются деньги на нашем счету. Сейчас он разбит на подпроцессы, и кое-где все еще присутствует ручной труд, из-за чего нередко возникает двусмысленность и искажение данных. Поэтому сейчас мы концентрируемся на внедрении систем коммерческого учета потребления энергоресурсов».
Одновременно стоит задача контроля за качеством оказываемых услуг. Для этого в МОЭК применяется расчетный модуль «Теплоэксперт». Он позволяет, опираясь на паспорта сегментов технической системы объекта, рассчитать оптимальные тепловые настройки (в частности, чтобы тепло поступало в необходимом и достаточном количестве и не пропадало по дороге из-за неисправной теплосети). Много отдельных сегментов этого проекта уже готовы, и задача ближайшего времени — собрать их воедино. В перспективе все муниципальные сооружения Москвы (а это 26 тыс. домов) должны быть охвачены этой системой.
Но подобную систему с элементами бизнес-аналитики нельзя внедрить на предприятии, где функционируют разные программные решения или частично остаются ручные операции, поскольку точность данных, поступаемых в нее, будет недостаточной. В МОЭК считают, что необходимо завершить строительство системы накопления объективной информации, где все процессы будут связаны между собой. Только после этого можно строить систему, которая сможет оперировать объективными показателями. Лебедев верит, что если завтра будет создана система прозрачных отношений, то клиенты будут охотнее доверять компании оказание и других услуг.