Тем более сильное разочарование бизнес испытает, когда узнает о том, что затраты ни к чему не привели, потому что менеджер, который рекомендовал произвести закупку, ошибся, и теперь необходимо выложить дополнительную сумму на «правильное» приобретение.
Если решение касается ИТ или услуг в этой области, то для ИТ-директора (даже если решение принимал не он, а кто-то из подчиненных) последствия наверняка будут, причем неприятные. Начальство вряд ли устроят объяснения, что технологии новые, незнакомые или что коварный ИТ-поставщик «развел» на ненужные траты или вовсе нарушил контракт. Какими бы ни были причины ошибки, в любом случае отвечать придется ИТ-директору.
Означает ли все сказанное, что на время кризиса стоит вообще отказаться от приобретения технологий и услуг? Как говорится, волков бояться — в лес не ходить. Да и вряд ли получится полностью обойтись без новых контрактов или продления имеющихся.
Чтобы избежать серьезных ошибок при закупках ИТ, нужна хорошо поставленная «разведка» — технологическая, экономическая и юридическая, причем желательно, чтобы она велась заблаговременно, задолго до начала кризиса. Технологическая «разведка» — это сбор и анализ информации о новых технологиях и решениях, их клиентах, опыте использования (особенно в той отрасли, в которой работает данное предприятие), их эффекте для бизнеса. Весьма желательно было задолго до кризиса оценить возможности технологий и их потенциал при использовании на данном предприятии.
Необходима также экономическая «разведка» — сбор и анализ сведений о поставщиках технологий и их партнерах и ключевых клиентах — российских и международных (особенно важно обращать пристальное внимание на референтных клиентов, определив для себя степень доверия к ним), их структуре собственности, финансовом положении, особенностях организации работы с клиентами как до, так и после заключения контрактов и пр. Очень важно понять, планируется ли у поставщика или его партнера, с которым, возможно, предстоит работать, смена собственника или бизнес-стратегии. Также очень важно узнать, какие ключевые специалисты поставщика или партнера обладают высокой компетенцией и каковы перспективы привлечения их к работе.
Наконец, нужна и юридическая «разведка» — информация об особенностях заключения контрактов, подобных тому, что планируется заключить, особенностях контрактов предполагаемых поставщиков, их клиентов, юридических и фактических последствиях договоров, потенциальных санкций и пр. Помочь в оценке юридических рисков наверняка смогут и штатные юристы предприятия. Если их нет, желательно проконсультироваться хотя бы с коллегами-менеджерами, отвечающими за закупки.
Поскольку цена выбора высока, а решение нужно принимать быстро, опираться придется в первую очередь на собственный опыт ИТ-руководителя и его подразделения. Если речь идет о приобретении систем, имеющих конкретного заказчика со стороны бизнеса, желательно постараться сделать так, чтобы он разделил с ИТ-руководителем ответственность за приобретение. По крайней мере необходимо заручиться его поддержкой — союзников никогда не бывает много.
Михаил Зырянов
Блог главного редактора: blogs.osp.ru/users/mike_z