Кризис возвращает баланс
Обычно словосочетание «оптимизация ИТ-бюджета» подразумевает, что под сокращение подпадут все его статьи — в числе прочего следует ожидать и увольнения специалистов. Однако, как подчеркивают в Gartner, экономия на персонале не является самым эффективным способом снижения затрат. Более того, возложение новых задач на и без того перегруженных специалистов неожиданно может обернуться ростом издержек. Наконец, мало кто желает потерять экспертизу, накопленную внутри ИТ-департамента. Опрос в декабре 2008 года показал, что 72% ИТ-директоров не удовлетворено как численностью, так и квалификацией подотчетного персонала. Исследование, проведенное рекрутинговым агентством Veritude, в свою очередь говорит о том, что настроения среди компаний вовсе не однозначны: сокращать штат и нанимать новый ИТ-персонал собирается одинаковое число респондентов. Из тех же, кто все-таки прибегает к увольнениям, большинство заявляет, что число сокращенных не превысит 5%.
«Ситуация кризиса возвращает нарушенный баланс, при котором уровень зарплаты отражает уровень квалификации. Сейчас на кадровом рынке действительно возросло общее количество кандидатов, однако по-прежнему не хватает высококвалифицированных ИТ-специалистов», — говорит Ирина Клюсова, директор российского отделения по подбору персонала компании Kelly IT Resources. Последние годы рынок ИТ-кадров быстро рос. В 2006 году многие компании на вопрос, какие трудности они испытывали, отвечали, что главная проблема — нехватка персонала. Из года в год дефицит персонала продолжал нарастать и ситуация стимулировала рост зарплат сотрудников. Зачастую высокий уровень зарплаты сотрудника не всегда был обусловлен его высоким уровнем квалификации.
Квалифицированных специалистов на рынке как было мало, так и осталось: большинство людей, вышедших на рынок в кризисное время, не являются людьми с «бесценным» опытом. В свою очередь многие работодатели используют время кризиса для усиления команд, поэтому профессионалы по-прежнему востребованы. Кризис предоставляет компаниям множество возможностей, и формирование сильного кадрового состава — одна из них. Однако найти высококлассного профессионала не менее сложно, чем в докризисное время.
Если же говорить о тенденциях в области заработной платы, то специалисты, не работающие с редкими технологиями и не имеющие уникального опыта, снизили свои финансовые запросы в среднем на 15%. Однако для специалистов по редким технологиям, высокотехнологичным решениям, с уникальным опытом и знаниями планка осталась на прежнем уровне. «Переходы сотрудников из компании в компанию на тот же функционал с ростом зарплаты на 30% остались в прошлом», — констатирует Клюсова.
Объективная реальность рынка такова, что вакансий у работодателей становится меньше, а конкурс на вакансию выше: работодатель более требователен в отношении квалификации сотрудника. Для специалистов пришло время дать себе объективную оценку, и в первую очередь поставить цель профессионального совершенствования — талант и профессионализм всегда в цене. Нужно стремиться постоянно повышать уровень своих знаний и качество выполняемой работы, быть готовым к расширению круга обязанностей. Можно и восполнить пробелы — например, выучить английский язык или освоить новую технологию.
Инновации откладывают
По прогнозам IDC, затраты российских компаний на информационные технологии в 2009 году сократятся на 22%. Участвовавшие в исследовании представители бизнеса подтвердили, что на их предприятиях идет активный процесс пересмотра ИТ-бюджетов. Большинство из них до сих пор не утвердили ИТ-бюджет на 2009 год, но планируют сокращения по всем его сегментам. Во многих компаниях сокращение бюджета уже прошло несколько раз, но и пересмотренный вариант вряд ли останется без изменений до конца года. Крупные компании планируют сократить бюджет больше, чем в среднем по рынку, — на 25-30%. Наиболее значительно — почти на треть — уменьшится объем инвестиций в программное обеспечение. На оборудование в 2009 году будет потрачено на 18% меньше, чем в 2008 году, а сегмент ИТ-услуг сократится на 28%. Интересно, что сегмент аппаратного обеспечения сократится меньше остальных — несмотря на то, что именно расходы на оборудование зачастую становятся первой жертвой сокращения бюджетов. Кроме того, по нему должно ударить все расширяющееся использование виртуализации.
«Действительно, затраты корпоративных пользователей на оборудование сократились существенно: по некоторым группам серверов и систем хранения данных — до 50%», — объясняет Елена Семеновская, руководитель исследований российского отделения IDC в области ПО. Однако в общем объеме рынка оборудования доля серверов и систем хранения данных во много раз меньше, чем персональных компьютеров. Поэтому на фоне небольшого — чуть более 10% — снижения объемов поставок ПК сокращение затрат на оборудование в целом выглядит не настолько значительным.
«Ножницы оптимизации в меньшей степени коснутся бюджета на закупку оборудования, запланированного под инфраструктурные проекты», — добавляет Сергей Карась, вице-президент по стратегии группы «Астерос». Это связано с тем, что проекты по построению ИТ-инфраструктуры нельзя остановить — «долгострой» обходится очень дорого.
Почти все респонденты подтвердили, что затраты на инновации будут отложены до лучших времен. Тем не менее инвестиции в проекты, которые могут принести быстрый экономический эффект или абсолютно необходимы для дальнейшего развития бизнеса, полностью не исключаются. Одним из факторов, влияющих на принятие таких решений, является необходимость сохранить конкурентоспособность ко времени окончания кризиса. Также неминуемы сокращения операционных расходов, и внимание должно быть направлено на оптимизацию существующей ИТ-инфраструктуры с целью максимального соответствия задачам бизнеса. Здесь могут быть рассмотрены варианты использования инсорсинга или аутсорсинга при сохранении жестких требований к уровню предоставляемого сервиса.
Аутсорсинг становится все более популярным среди отечественных организаций, хотя значительная доля таких проектов по-прежнему приходится на международные компании. По прогнозам IDC, ИТ-аутсорсинг станет одним из немногих сегментов рынка ИТ, затраты на который в 2009 году сокращаться не будут.
«В ближайшее время из-за кризиса будут иначе относиться к задачам, решаемым ИТ, и подвергнутся пересмотру доли в ИТ-бюджетах», — подчеркивает Семеновская. Например, с целью сокращения затрат будет существенно оптимизирована основная часть ИТ-бюджетов, направленная на покрытие операционных расходов. В такой ситуации вполне естественно использовать ИТ-аутсорсинг.
«Не стоит ожидать мгновенного взрывного роста рынка аутсорсинга: аутсорсинговый контракт — не поставка "железа", где требования к оборудованию понятны и продавцу, и покупателю», — считает Карась. Такие проекты требуют более серьезной подготовки — от понимания необходимого уровня сервиса клиентом до оптимизации передаваемых на аутсорсинг процессов. Поэтому рост сегмента ИТ-аутсорсинга можно ожидать не ранее середины 2009 года.
Что касается тактики рывка за счет ИТ, возможность которой допускают многие аналитики, то она не может быть массовой. Эксперты в сфере экономики говорят, что только 5-7% компаний из общего числа планируют совершить рывок и на выходе из кризиса завоевать новую позицию на рынке. Из множества компаний лишь единицы нацелены на покорение новых вершин в ближайшей перспективе, и они оценивают ИТ как один из значимых аспектов в плане по развитию. Правда, нужно уточнить, что для части из них ИТ является критически важным элементом ведения бизнеса.
Ведущий рубрики — Николай Смирнов