Тернистый путь в регионы
Российский рынок коммерческих центров обработки данных вырос в 2008 году на 55% и в денежном выражении составил 160 млн. долл. Основная его часть приходится на услуги физического хостинга (co-location). При этом, по данным J’son & Partners, суммарная полезная площадь информационных центров равна 21 тыс. кв. м, а 80% рынка сосредоточено в Москве и Московской области. Прежде всего потребителями услуг ЦОД являются те организации, для которых бесперебойная работа ИТ-инфраструктуры стоит по важности на первом месте. Это финансовые и страховые учреждения, государственные структуры, телекоммуникационные компании. Также значительную часть потребителей услуг ЦОД занимают хостинговые компании и сами провайдеры услуг, развивающие свой бизнес за счет аренды площадок у других игроков рынка. Кроме того, к традиционным сегодня можно отнести и крупные Internet-проекты, такие как «Яндекс» и РБК.
Лидирующим игроком на российском рынке коммерческих ЦОД со значительным отрывом стала группа компаний Stack Group, чья доля в полезной площади коммерческих ЦОД составляет 15%. Однако уже в ближайшее время ситуация может сильно измениться, что связано с развитием бизнеса существующих поставщиков и выходом на рынок новых игроков. К примеру, активное строительство типовых информационных центров начала «Синтерра». Хотя темпы их открытия значительно отстают от ранее заявленных, в настоящий момент ею уже запущены в эксплуатацию площадки в Ставрополе, Томске, Новосибирске и Краснодаре; кроме того, в ее планах и расширение московского ЦОД. «Ростелеком» также делает ставку на развитие в регионах — открыты новые центры в трех городах: Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске. В 2009 году может занять значимую долю рынка и «Ай-Теко» — новый игрок, создающий в Москве ЦОД, по заявленным характеристикам превышающий аналоги других поставщиков. Стоит отметить, что региональное развитие поставщиков услуг ЦОД, несмотря на очевидную перспективность, представляет собой рискованный путь: развитие инфраструктуры (как в плане каналов связи, так и энергетического обеспечения) в среднем по России существенно отличается в худшую сторону от московского.
Фаза весьма бурного развития компаний закончится уже в ближайшее время. Ей на смену придет консолидация рынка. По ожиданиям J’son & Partners, данный процесс начнется со второй половины 2010 года. Одной из важных причин этого станет ужесточение требований со стороны клиентов к качеству услуг.
«Мотивы использования услуг коммерческих ЦОД, как правило, ограничиваются потребностью в организации бесперебойной и эффективной работы ИТ-инфраструктуры. Однако предпосылки в каждом случае индивидуальны: соответствие некоторым международным или отраслевым стандартам или получение конкурентного преимущества», — комментирует Сергей Ермилов, старший консультант J’son & Partners. И если для Internet-магазина вполне достаточно показателя доступности 95%, то для предприятий национального масштаба, инвестиционных компаний и компаний, предоставляющих брокерское обслуживание, может потребоваться реализация полноценного плана восстановления после катастроф с наличием резервных офисов на площадке оператора центра обработки данных и регулярно проводимых учений. Это может быть выполнено далеко не каждым провайдером.
Однако в зависимости от потребностей клиента к нему самому могут быть предъявлены некоторые требования со стороны оператора ЦОД. Так, например, для комплексных услуг, подразумевающих передачу в аутсорсинг ряда ИТ-функций, ключевым критерием отбора является зрелость инфраструктуры ИТ. Только в этом случае возможно построить эффективную и прозрачную схему взаимодействия и сократить затраты на ИТ, а не увеличить их, как это зачастую происходит.
Как же экономический кризис повлияет на рынок ЦОД?
«В первую очередь кризисная ситуация окажет существенное влияние на даты ввода в коммерческую эксплуатацию ряда анонсированных вендорами проектов, — считает Ермилов. — Кроме того, на деятельность и развитие существующих игроков определенные ограничения наложит сокращение спроса на услуги ЦОД со стороны наиболее пострадавших отраслей». На этом фоне было бы возможно усиление роли государственных заказчиков (проекты, связанные с федеральными программами и национальными проектами, — например, «Электронная Россия» и ГАС «Выборы»), но ситуацию в конце 2008 года осложнило заявление о сокращении затрат по федеральным проектам.
Кроме того, «ахиллесовой пятой» коммерческих ЦОД является существенная зависимость стоимости оказываемых услуг от тарифов на электроэнергию. Один из разработанных сценариев развития рынка был рассчитан, исходя из допущения, что рост тарифов на электроэнергию в 2009 году может оказаться существенно выше запланированных 20—25%. Подобное повышение тарифов не замедлит сказаться на стоимости услуг ЦОД для клиентов.
Экономия на всем
Пытаясь экономить в период экономического кризиса, многие компании откладывают внедрение новых технологий. Как показали результаты опроса, проведенного NCC, выжидательная позиция примерно в равной степени касается как инфраструктурных проектов, так и внедрения информационных систем. 23% компаний собираются отложить приобретение компьютерного оборудования. Примерно такое же количество высказали аналогичные намерения относительно приобретения и внедрения программного обеспечения. Но наибольшее число компаний собираются экономить на ИТ-инфраструктуре. Почти треть (30%) респондентов призналась, что подумывают об отсрочке ее модернизации. Полученные результаты подтверждают, что ИТ-бюджеты сейчас подвергаются серьезному давлению. В результате новые проекты отодвигаются на второй план, и больший приоритет приобретает поддержка текущих операций.
«Если в период неудержимого роста рынков весь бизнес смотрел только вперед, и от ИТ требовалось только успевать за полетом прогрессивной мысли менеджмента, то в период когда “вставшая с колен Россия” так звучно рухнула, от ИТ-службы требуется поддерживать те сервисы, которые внедрены и работают», — констатирует Игорь Кадашев, директор департамента информационных технологий компании «Нидан Соки». Если раньше очень актуальными были планы по внедрению систем документооборота, четко оптимизирующие деловые процессы в компании, то сейчас они приостановлены, на такие проекты более инвестиций нет. В основном ИТ-служба целенаправленно занялась оптимизацией существующих процессов в автоматизации финансового и бухгалтерского учета, автоматизацией подготовки отчетности в стандартах МСФО, ведет проекты по совершенствованию аналитических подсистем. Большое внимание стали уделять автоматизации процессов получения структурированной отчетности по прямым продажам дистрибьюторских компаний-партнеров.
«Экономить приходится на всем. В первую очередь занялись оптимизацией расходов на телекоммуникационные услуги», — говорит Кадашев. Кроме того, пришлось резко снизить затраты на внешние консультационные услуги; этому во многом помогла тактика, при которой в структуре ИТ-департамента сохранились собственные ресурсы разработчиков и аналитиков по корпоративным информационным системам. Эффективно выстроенная служба поддержки позволяет во многом экономить средства компании на различных ИТ-сервисах, предоставляемых пользователям. «Очень хочется верить, что на специалистах мы экономить не начнем», — надеется Кадашев.
Приоритеты ИТ в «Нидан Соки» тесно связаны с антикризисной стратегией компании. В ней основными направлениями обозначены решения таких задач, как поддержание ключевых брендов на рынке, обеспечение стабильного функционирования производственных мощностей, взвешенная ценовая политика, оптимизация численности персонала и четко налаженное взаимодействие с дистрибьюторами. «Сейчас свои основные усилия мы направляем на оптимизацию бизнес-процессов в этих изменяющихся каждый день условиях», — подчеркивает Кадашев.
Тем не менее режим жесткой экономии не означает, что проекты будут полностью заморожены. В числе планов ИТ-департамента — совершенствование серверной и сетевой инфраструктуры в части повышения ее надежности, резервирования и управляемости, переход на новую версию Microsoft Dynamics AX, а также развитие аналитической системы на базе Busness Objects.
Ведущий рубрики — Николай Смирнов