Некоторые аналитики склонны считать главной причиной нынешнего кризиса не несбывшиеся ожидания, а дисбаланс спроса и предложения на глобальном рынке: возможности производства товаров и услуг значительно превосходят платежеспособный спрос. Другими словами, производители и поставщики в состоянии выпустить и предоставить гораздо больше, чем потребители — «переварить» и оплатить.
Чтобы стимулировать потребителей, поставщики пускались во все тяжкие. И на общем фоне их уловок «мыльные пузыри» спроса на далеко не самые нужные, полезные и эффективные товары и услуги оказались просто детской забавой по сравнению с кредитами, которые предоставлялись все большему кругу потребителей, в том числе и тем, кто, по сути, не способен был оплатить совокупность своих приобретений.
В сфере ИТ первым тревожным звонком серьезного дисбаланса спроса и предложения был Internet-бум начала нынешнего века: поставщики технологий пытались убедить бизнес в том, что электронная коммерция настолько сильно изменит экономику, что придется кардинально пересмотреть всю систему отношений и взаимосвязей на рынке вплоть до ее основ. Когда «мыльный пузырь» лопнул, наступил период недоверия к ИТ как биржевых аналитиков и инвесторов, так и заказчиков со стороны бизнеса на предприятиях.
Похожий «мыльный пузырь» в сфере ИТ, хотя в гораздо меньших масштабах, разрастался и в нашей стране: на прошедших в декабре встречах с ИТ-руководителями те дружно жаловались, что цены на технологии и ИТ-услуги завышены примерно на 30—40% по сравнению со среднеевропейскими, в результате затраты на ИТ-поддержку в последние годы стабильно росли, и если бы не кризис, уже в скором будущем они могли сравняться с суммами ИТ-бюджетов.
Кризис в каком-то смысле спас ИТ-руководителей от разочарования со стороны бизнеса. В противном случае очень скоро (возможно, уже в нынешнем году) бизнес мог бы осознать, что, во-первых, систематически переплачивает за ИТ, а во-вторых, несмотря на высокие и постоянно растущие затраты, ИТ-ресурсы расходуются неоптимально, эффективность информационных систем по-прежнему низка, инвестиции в корпоративные ИТ далеко не всегда себя оправдывают и пр.
Настало время доказать бизнесу, что ИТ могут быть, с одной стороны, эффективными, с другой — не слишком затратными. Именно сейчас, когда бизнес требует от ИТ-руководителей сократить издержки, появляется возможность пересмотреть контракты с ИТ-поставщиками или отыскать новых, более сговорчивых, заново взглянуть на организацию ИТ-поддержки бизнеса и найти более эффективные способы ее обеспечения (для этого можно использовать и лучший мировой опыт, и различные технологии, позволяющие снизить затраты на ИТ-обслуживание), внимательно проанализировать структуру потребления ИТ со стороны бизнес-подразделений и пользователей, занимающих высокие посты в компании, и по согласованию с руководством и владельцами бизнеса снизить уровень ИТ-обслуживания до приемлемого в нынешних условиях.
Также важно суметь предложить бизнесу относительно недорогие решения с быстрой окупаемостью, которые помогут предприятию повысить свою финансовую устойчивость и конкурентоспособность. Бизнес будет особенно благодарен ИТ-руководителям, если те помогут найти способы выстоять в нынешнее нелегкое время.
Блог главного редактора: blogs.osp.ru/users/mike_z