«Зеленая» экономия
Инвестиции в «зеленые» инициативы, несмотря на кризис, остаются стабильными. Более того, увеличение компаниями этой части бюджета наблюдается вдвое чаще, чем сокращение. Согласно результатам опроса, проведенного Forrester, 38% организаций планируют сохранить инвестиции в свое «озеленение», 10% — увеличивают их, а 5% — сокращают. Нетрудно заметить, что данная тенденция на абсолютную точность не претендует: почти половина компаний выразили неопределенность относительно своих действий в будущем. Говоря о мотивировке осуществляемых проектов, большинство опрошенных назвало главной целью снижение счетов за потребленную электроэнергию. Еще треть заявила, что «зеленые» инициативы проводятся в масштабе всей организации, и консолидация ИТ, равно как и установка более экономичного оборудования, является частью более широкой программы.
Горе от ума
Руководство большинства компаний уверено, что к 2013 году сотрудники компаний будут настолько технически подкованными, что смогут без проблем работать со всем информационным инструментарием. Оптимизм по этому поводу выразило 82% бизнес-руководителей, опрошенных PricewaterhouseCoopers. В крайнем случае персонал будет способен освоить нужные ИТ-решения в кратчайшие сроки. В том числе речь идет и о сотрудниках низшего звена. Довольно оптимистичны руководители и в видении своего будущего: 75% полагают, что через пять лет будут ясно представлять, каким образом каждая технология помогает в осуществлении бизнес-целей. Вместе с тем повышение роли технологий и растущая техническая грамотность персонала вызывают и определенную озабоченность. Значительная часть руководителей видит в этом рост рисков для компании. Тем не менее большинство признает, что польза от технически грамотных сотрудников гораздо больше, чем возникающие риски.
Доверяй, но проверяй
Как известно, одним из самых опасных каналов утечки конфиденциальной информации являются ИТ-сотрудники. Их отличие от обычных пользователей заключается не только в правах доступа. Если действия большинства сотрудников, приводящие к негативным последствия, происходят по неосторожности, то в случае ИТ-персонала поступки всегда мотивированы. При этом в руки внешнего заказчика попадает наиболее ценная информация. Мониторинг действий ИТ-персонала — например, администраторов баз данных — может служить одной из самых надежных мер защиты информации. Надо отметить, что во многих компаниях это прекрасно понимают. 57% опрошенных Aberdeen Group компаний отслеживают действия системных администраторов, а еще большее число осуществляют мониторинг нестандартизованных запросов и не дают администраторам полного доступа к базе, разделяя их обязанности. По признанию респондентов, две трети конфиденциальной информации содержится в корпоративных базах данных, поэтому слежка за ответственными лицами в данном случае вполне оправданна.
От описания к управлению
Интерес к процессному управлению среди российских компаний в последние годы только усиливается. В большинстве компаний ведется описание бизнес-процессов, некоторые из них создали специализированные подразделения для совершенствования бизнес-процессов, а лидеры уже завершили построение процессного управления, внедрив контроллинг бизнес-процессов. Процессная организация деятельности служит важным фактором сохранения конкурентоспособности, а механизм совершенствования бизнес-процессов позволяет повысить эффективность компании. Это особенно актуально в свете усугубляющегося финансового кризиса.
Для ускорения внедрения процессного управления наиболее эффективно использование ИТ, в частности BPM. Рост интереса к ним на российском рынке говорит о переходе многих компаний от описания бизнес-процессов к управлению ими. В ходе решения задач, связанных с внедрением процессного управления, многие компании создают специализированные подразделения, которые фактически являются внутренними консультантами по процессному подходу.
По данным IDS Scheer, в 70% компаний уже созданы «процессные» подразделения, а 24% находятся в стадии их формирования. Впрочем, кризис может внести некоторые коррективы в эти цифры в сторону уменьшения, ведь такие подразделения являются вспомогательными.
Тем не менее формирование специализированных «процессных» подразделений не всегда дает повышение эффективности компании. Это связано с тем, что совершенствование бизнес-процессов требует пересмотра существующих полномочий и ответственности, а также других организационных изменений. Выполнить все необходимые изменения в компании без поддержки топ-менеджмента сложно, а такая поддержка есть не всегда. Еще одна проблема совершенствования бизнес-процессов — недостаточное обоснование необходимости изменений на понятном для бизнеса языке.
Как правило, описание бизнес-процессов используется для их дальнейшей регламентации (69%) и совершенствования деятельности (67%). Также многие компании описывают бизнес-процессы при внедрении ИТ-решений (40,5%). Интересно, что почти 29% компаний используют описание бизнес-процессов при разработке системы менеджмента качества. Это означает, что такие компании действительно совершенствуют свои бизнес-процессы, а не ограничиваются лишь получением формального сертификата.