ИТ-сообщество в период кризиса очень активно защищает ИТ-инициативы, доказывая, что они способны дать бизнесу новые конкурентные преимущества. Но насколько нужны эти инициативы в период, когда предприятиям приходится экономить на всем? И не кажется ли бизнес-лидерам подобные обсуждения «мышиной возней» на фоне остальных проблем, которые необходимо решать? Какие цели и задачи бизнеса могут и должны поддержать ИТ-службы? За что бизнес готов платить ИТ в период кризиса, а за что — категорически не будет?
В поисках ответов мы обратились непосредственно к бизнес-лидерам — к тем, от чьих решений зависят судьбы предприятий и организаций, к тем, кто ставит задачи перед ИТ-подразделениями и оценивает их работу.
Алла Межуева, генеральный директор компании «ТВЭЛ-Инвест»:
Финансовый кризис привел к заметному снижению выручки и прибыльности бизнеса. Сегодня никто не в состоянии достоверно оценить, как долго продлится эта ситуация и насколько глубоким в итоге окажется падение. В этих условиях не может быть и речи о том, чтобы начинать какой-либо масштабный ИТ-проект.
Основные ИТ-затраты в нашей компании приходятся сегодня на поддержку и доработку существующих систем и решений. Все прочие ИТ-проекты мы были вынуждены пересмотреть и отложить на более поздний срок.
Решение о внедрении того или иного ИТ-решения может и должно определяться его стратегией. В том числе и во время кризиса.
На мой взгляд, информационные системы интересны бизнесу только с точки зрения сокращения транзакционных издержек и улучшения качества ежедневной статистики. Когда мы у себя внедряли бизнес-приложения SAP, то ставили задачу уменьшить трудозатраты на создание документов, составление отчетов, сверку информации и улучшение аналитики. Сокращение затрат на эти операции и количество технических исполнителей оптимизирует бизнес-процесс предприятия. В этом состоят многие конкурентные преимущества высокотехнологичных западных компаний.
Гали Яппаров, генеральный директор компании Metallux:
Сейчас в период кризиса стоит задача сохранить бизнес. О развитии нужно будет думать после окончания кризиса. Соответственно, все имеющиеся у нас ИТ-решения направлены в первую очередь на сокращение затрат, а не на новые проекты.
В последние годы в корпоративной среде было очень много поставок и внедрений различных решений. Но использование их потенциала никак нельзя считать высокоэффективным. В частности, у нас есть ряд программных продуктов, которые инсталлированы, но не используются в полной мере. Сейчас темпы их освоения, вероятнее всего, будут ускоряться.
Кроме того, кризис вызвал уже движение на рынке. Стремление сократить затраты приводит к поиску более дешевых решений. Поэтому будут происходить поиски поставщиков, способных предложить более дешевые решения, продукты и услуги. Это касается и нас в том числе. Несмотря на то, что удерживать старых клиентов менее рискованно и менее затратно, все же придется приложить усилия и для поиска новых. ИТ-решения, способные оказать помощь в этом, мне кажется, сейчас могут быть весьма востребованы.
Но все же стоит заметить, что никакая ИТ-система не сделает за руководителя предприятия работу по поиску, привлечению и сохранению клиентов. Мне приходится встречаться со многими потенциальными клиентами, а уже текущую работу с ними по отгрузкам и продажам может выполнять отдел продаж, опираясь на потенциал информационной системы. Сейчас на рынке положение очень неустойчивое и, помимо того, что неплохо бы иметь трехкратный запас клиентов, руководителю бизнеса приходится лично быть в курсе их настроений. Эту информацию нельзя найти ни в одной информационной системе.
Марк Штилькинд, директор департамента управления эффективностью бизнеса PricewaterhouseCoopers:
Предприятия очень сильно отличаются друга от друга с точки зрения их зависимости от ИТ. Отсюда и их различия в расстановке ИТ-приоритетов в период экономической нестабильности. Один руководитель, представляющий розничный бизнес, высказывал мне такую точку зрения: сейчас, когда роста бизнеса ожидать не приходится, самое время заняться внедрением ERP-системы. Действительно, когда отрасль росла на 30—40% в год, то основная задача заключалась в том, чтобы справиться с интенсивным потоком покупателей и отработать заказанное. Однако в нынешние времена придется от процесса массовой отгрузки перейти к процессу продаж и повышению его эффективности.
Сейчас многие компании задаются вопросом: что, собственно, внедрено и почему это внедрение стоит так дорого и длится так долго? С таким вопросом компании приходят к нам как независимым экспертам, которые могут внести ясность. Бизнесу необходим результат от внедрения ИТ. Если у ИТ-менеджеров есть ясность в отношении своих дел, то бизнес старается воспользоваться кризисным временем, чтобы понять, что же происходит в сегменте ИТ, и найти эффективность в том числе и в этом сегменте.
Дело, наверное, в том, что на падающем рынке бизнес более внимательно оценивает расходы предприятия. Мне кажется, аутсорсинговые предложения будут привлекать все большее внимание заказчиков. Несмотря на то, что у пользователей может существовать много замечаний к аутсорсинговому партнерству, такое сотрудничество позволяет стандартизировать процессы и перевести затраты на ИТ из переменных и неопределенных в постоянные и управляемые. А в период экономической нестабильности очень важно уметь прогнозировать свои расходы.