Услуги уходят «в небо»
Около 70% ИТ-менеджеров признают, что в течение ближайших лет число ИТ-функций, отдаваемых ими в аутсорсинг по модели SaaS и прочим «облачным» услугам, значительно вырастет. Как показали результаты опроса, проведенного Rackspace, большинство ожидает, что давление, оказываемое со стороны бизнес-руководства на ИТ-бюджеты, отнюдь не уменьшится. Наоборот, оно будет только расти, и аутсорсинг в этих условиях рассматривается как главная возможность для сокращения издержек. Таким образом, неудивительно, что компании все большее внимание обращают на хостинг услуг. В настоящее время на этот вид ИТ-услуг в 47% компаний тратится менее пятой части ИТ-бюджета. Однако есть и другая значительная группа компаний: 30% респондентов заявили, что уже тратят на «облачные» услуги от трети до половины ИТ-бюджетов.
В утечках виноват персонал
Более половины европейских компаний в последнее время сталкивались с утечкой корпоративной информации. При этом, согласно исследованию Ponemon Institute, в 49% из них такие инциденты за последние два года случались более двух раз. Источником подавляющего большинства утечек стал персонал компании: более половины событий произошло из-за халатности (в том числе аутсорсеров), а в трети случаев отмечены умышленные действия сотрудников. Лишь в 10% утечек причинами стали атаки извне. Тем не менее информация об утечках, которой обладают компании, явно не полна. Во многих компаниях просто нет возможности отследить факт утечки, а тем более — выяснить ее причину. Настораживает, что в 60% компаний никто из менеджеров не признает за собой ответственности за обнаружение утечек и реагирование на них. Еще в 25% это является задачей ИТ-директора.
ИТ-директора обеспокоены увеличением работы
Опрос, проведенный агентством Robert Half, выявил проблемы, волнующие ИТ-директоров больше всего. Как выяснилось, 36% озабочено растущими объемами работы, а 22% — темпами развития технологий. Еще 18% недовольно политикой руководства, а 11% — соотношением работы и личной жизни. Сам по себе растущий объем задач не слишком страшен, особенно в условиях кризиса. Он говорит о важности роли ИТ-подразделений. Однако в совокупности с прочими упомянутыми факторами, а также жесткими бюджетными ограничениями, он способен негативно влиять на моральное состояние сотрудников. Это, в свою очередь, приведет к снижению эффективности их работы. Судя по всему, макроэкономический фактор просто не был включен в опрос. Однако следует отметить, что опрос отражает мнение лишь американских ИТ-руководителей. По мнению экспертов, для европейцев политика руководства и баланс между работой и личной жизнью должен играть более важную роль.
Когда созреет SaaS?
Расходы компаний на аренду корпоративных приложений (SaaS) в 2008 году вырастут до 6,4 млрд. долл., что на 27% превышает показатель прошлого года. По прогнозам Gartner, рынок SaaS к 2012 году совершит мощный рывок и может достигнуть 15 млрд. долл. Главными причинами интереса к модели «ПО как услуга» являются сокращение издержек и быстрое внедрение решений, а также широкое распространение качественного доступа в Internet, наблюдающееся даже в развивающихся странах. Кроме того, традиционные опасения относительно безопасности и надежности решений со взрослением технологии постепенно отходят на второй план. Почти треть используемых решений SaaS составляют продукты для обеспечения внутрикорпоративного взаимодействия и поддержки групповой работы. За ними следуют CRM, рынок которых на данный момент составляет 1,7 млрд. долл. Между тем в IDC ожидают, что расходы на «облачные» услуги, частью которых является SaaS, вырастут с 16,2 млрд. долл. в 2008 году до 42,3 млрд. долл. в 2012 году. При этом бизнес-приложения составляют 52% этого объема, еще 18% приходится на долю инфраструктурного ПО, а 13% — на услуги хранения данных.
В Forrester же считают, что модель SaaS набирает обороты весьма медленно — гораздо медленнее, чем могла бы, исходя из своих преимуществ. Более того, ведущий аналитик Forrester Диего Ло Джудиче полагает, что основные преимущества от использования решений SaaS компании увидят лишь после 2012 года. Именно к этому моменту технологии SaaS вызреют настолько, что смогут успешно конкурировать с традиционной моделью приобретения ПО.