Почему вы решили помогать CIO в их карьерном росте? Вы считаете, они сами не могут справиться?
Начиная с 1975 года, я работаю с техническим персоналом и помогаю этим специалистам в профессиональном развитии: нахожу для них университеты, школы повышения квалификации. У всех этих людей хорошие технические знания, но их проблема в том, что они не умели обратить эти знания на пользу компании. У них не было навыка общения с бизнесом, с партнерами, и в этих вопросах они нуждались в помощи.
Вы, наверное, знаете, что аббревиатура CIO в шутку расшифровывается, как Carrier is Over (карьера окончена). В этой шутке есть доля правды. Если технический работник, достигая должности CIO, накапливает с годами только технические навыки, но не приобретает навыков лидерства, то его карьера действительно может быть закончена.
В Великобритании многие компании понимают, что техническое оснащение важно, но заниматься им не хотят, так как это не относится к источнику получения прибыли. Поэтому компании берут в штат менеджера из числа бывших CIO, для которого карьера уже фактически закончена, и возлагают на него решение технических проблем.
Довольно большой процент CIO в Великобритании и Америке видят продолжение своей карьеры в качестве директора по операциям (COO) или руководителя кадровой службы. Если CIO входит в команду, управляющую компанией, и приобрел много качеств лидера, тогда на его карьере рано ставить крест, она вполне может получить интересное продолжение. С другой стороны, если компания желает распрощаться с CIO, то чаще всего именно потому, что у него нет этих качеств лидера и навыков общения в команде и, даже будучи технически компетентным, управлять он не может.
Какой возраст для CIO самый лучший?
Надо сказать, что CIO молодеют. Но пока своего потолка CIO достигают в возрасте 40—50 лет, а потом продолжают карьеру те, кто еще сохраняет интерес к ее развитию в каких-то других областях. Те же, кто занимался решением преимущественно технических задач, заканчивают карьеру в 50—55 лет. Иногда их увольняют, иногда они уходят на пенсию раньше, но, даже продолжая работать, они обычно в других компаниях занимают уже меньшие должности.
Я знаю, что в России позицию CIO зачастую занимают люди много моложе, чем в Америке или Великобритании. Думаю, причина в том, что российский ИТ-рынок еще молод и эти люди достигли должностей CIO скорее благодаря своим техническим качествам и умениям. Когда рынок повзрослеет, то и средний возраст CIO увеличится.
Бизнес сегодня очень динамично меняется, и CIO наверняка требуются новые навыки и качества. Какие из них стали актуальны в последние несколько лет?
CIO — это единственный человек в руководстве, который знает разницу между желанием сделать что-то и возможностью. Прежде всего он должен уметь разговаривать с вендором, который, предлагая решение, говорит, что оно прекрасно подходит для его компании. Это может быть действительно замечательное решение, и оно может работать в условиях других компаний, но в его компании работать не будет. Поэтому, в придачу ко всем тем качествам, которыми обладают все остальные бизнес-руководители, у CIO должна быть особая интуиция в отношении ИТ-решений! Он должен знать о бизнесе компании то, что знают все остальные руководители. Поэтому очень важно развивать свои коммуникационные способности, общаясь с коллегами, вендорами, руководством и пр. Кроме того, в последние годы уровень решаемых ИТ-задач потребовал от CIO умения разбираться в отдельных юридических нюансах. Ко всему этому он должен уметь убеждать.