Аналитик Gartner Дэнис Ганли в своей статье «Влияние SaaS на положение дел на рынке ERP» (Denise Ganly. «SaaS Impact on ERP», www.gartner.com/DisplayDocument?ref=g_search&id=735716&subref=simplesearch) пишет, что в настоящее время поставщики технологий SaaS просто не в состоянии предоставить клиентам интегрированные решения ERP несмотря на высокий
спрос.
«Учитывая сложность систем ERP, поставщики решений SaaS обычно ограничивают поддержку административных и операционных функций какой-то узкой областью (например, автоматизацией службы продаж) или одним бизнес-процессом (расчетом зарплаты), — пояснила Ганли. — Таким образом системы ERP как услуги не отличаются пока достаточной зрелостью».
По мнению Ганли, в ближайшие пять лет предложения ERP как услуги не смогут удовлетворить потребности крупных предприятий. «Крупным организациям имеет смысл обходить стороной эту сферу, — считает она. — Исключением может стать лишь двухуровневое развертывание систем ERP».
Что мешает продвижению систем ERP как услуги?
Несмотря на развернутую рекламную шумиху, есть серьезные основания утверждать, что ERP в качестве услуги еще не готовы к роли полномасштабных корпоративных систем первого эшелона.
ИТ-руководителей и корпоративных технологических лидеров не должен вводить в заблуждение впечатляющий рост объема данных ERP по технологии SaaS. «Большая часть этого расширения приходится на системы управления персоналом и финансовые решения, — подчеркнула Ганли. — Что касается систем ERP как услуги, то на них приходится лишь малая часть общего роста рынка, а зрелые и устойчивые решения вряд ли появятся ранее 2011 года».
Далее, одной из главных причин увеличения популярности систем ERP по технологии SaaS является острый дефицит ИТ-специалистов, с которым приходится сталкиваться многим организациям. Привлекательность модели SaaS для корпоративных клиентов объясняется тем, что она позволяет освободить квалифицированный персонал для решения стратегических задач, выполнения процедур, позволяющих создавать добавленную стоимость. Кроме того, руководители многих организаций убеждены в том, что системы ERP как услуга готовы к немедленной эксплуатации и их внедрение требует минимального вмешательства. «Кажется, что достаточно просто щелкнуть выключателем, — пишет Ганли. — Однако на практике и здесь может потребоваться перестройка бизнеса, переопределение процедур, поиск точек интеграции и т.д.»
Таким образом, дополнительным катализатором в данном случае является ложное восприятие изначальной готовности.
Еще одна иллюзия связана с показателями общей стоимости владения (total cost of ownership, TCO). «На практике общая стоимость владения может оказаться весьма значительной и не слишком отличаться от стоимости внедрения решений на месте, — отметила Ганли. — Об этом следует задуматься и поставщикам, которые при планировании часто занижают прогнозируемые операционные расходы. Поддержка архитектуры, обслуживающей множество арендаторов, требует серьезных внутренних усилий и больших затрат на первоначальную установку, последующее сопровождение и обновление системы».
Нельзя не затронуть и вопросы безопасности, особенно если учесть, что в системах ERP по технологии SaaS будут храниться финансовые данные и конфиденциальная информация. Поставщикам придется убеждать клиентов в том, что крайне низкие расходы или даже полное отсутствие соответствующих затрат никоим образом не отражаются негативно на безопасности и конфиденциальности. Здесь определяющую роль должны сыграть примеры уже реализованных проектов, подтверждающих надежность предложенной концепции, ценовое стимулирование потенциальных клиентов и незапятнанная репутация.
Перспективы систем ERP как услуги
Даже с учетом того успеха, который сопутствует решениям ERP по технологии SaaS в сегменте малого и среднего бизнеса, доля подобных предложений на общем рынке систем ERP, по прогнозам аналитиков Gartner Dataquest, к 2011 году не превысит 16,7%.
«Популярность систем ERP как услуги будет расти, особенно на административном уровне, — указывает Ганли. — Однако сложность построения интегрированных решений ERP вкупе с отсутствием должного интереса к данному сегменту со стороны поставщиков позволяют сделать вывод о том, что появления интегрированных предложений для крупных предприятий в ближайшем будущем ждать не приходится».
Ганли рекомендует ИТ-организациям занять активную позицию в отношении технологии SaaS. «Необходимо заинтересовывать представителей бизнеса инициативами ERP по технологии SaaS, пока они не решили пуститься в автономное плавание».
Что же касается крупных предприятий, то им рассматривать всерьез предложения ERP как услуги в качестве жизнеспособных вариантов в ближайшее время не стоит. Хотя первоначальные инвестиции в такие проекты будут значительно ниже, чем в системы, разворачиваемые непосредственно у себя, следует помнить о непредвиденных скрытых затратах, связанных с обеспечением изоляции выполняемого кода, организацией тестирования, разработки, хранения данных и интеграции. Все это может весьма существенно увеличить показатели TCO при реализации проектов SaaS.
Thomas Wailgum. SaaS's Impact on the Enterprise ERP Market. CIO Magazine. August 14, 2008