Строительный бум в нашей стране нарастает с каждым годом. Естественно, он влечет за собой развитие всей бизнес-цепочки, одним из важнейших звеньев которой является производство стройматериалов. Требования к качеству продукции, оперативности поставок, объе
Предприятие ОАО «Заречный» занимается производством керамического строительного кирпича, годовой объем выпуска составляет здесь 55 млн. штук условного кирпича в год. Продукция завода поставляется в основном в Свердловскую и Тюменскую области. Предприятие, по оценке руководства, занимает порядка 10-15% в этом секторе регионального рынка и находится на четвертом месте по объемам выпуска кирпича. «Предприятие работает со 100% загрузкой, в три смены, выпускает такой объем продукции, который ограничен только производственными мощностями», – подчеркивает финансовый директор предприятия Вячеслав Фазлыев.
У завода имеется целый комплекс вспомогательных производств: добыча глины, доставка ее на завод, транспортировка готового кирпича до перевалочной базы собственным автотранспортом, добыча воды из скважин, работают также ремонтные подразделения, собственная парокотельная, столовая, медпункт. Общая численность персонала составляет 520 сотрудников. Высокие темпы работ и развитая инфраструктура предъявляют повышенные требования к информационному обеспечению бизнес-процессов предприятия.
Потребность в автоматизации
Финансовый директор сформулировал основные причины внедрения информационной системы: необходимость оперативного принятия управленческих решений на основе достоверной информации; устранение лоскутной автоматизации, прежде существовавшей на заводе, преодоление слабой интегрированности приложений различных пользователей, приводящей к необходимости параллельного управленческого учета, и увеличения административного персонала; стремление создать на предприятии единое информационное пространство.
Определяющим фактором стало решение управляющей компании - с 1999 года «Заречный» вошел в группу компаний «Ява», и новые собственники пожелали иметь полную и прозрачную аналитическую информацию о работе завода.
Выбором системы занимался отдел автоматизации управляющей компании. Проанализировав имевшиеся на момент выбора (в 2006 году) программные продукты, они приняли решение использовать во всей группе компаний решения на платформе «1С: Предприятие», чтобы в перспективе обеспечить консолидацию и аналитику на уровне всей корпорации.
Выбор системы определялся следующими критериями: реализация основных задач управления предприятием; наличие средств эффективного мониторинга текущих значений показателей деятельности завода; многофункциональность; реализация системы в виде конструктора, возможность постепенного наращивания функциональности, частичной и поэтапной реализации системы; минимальные изменения исходного кода при настройке и внедрении; простота реализации, внедрения, обучения, сопровождения; минимальная стоимость лицензии и владения. Сыграло свою роль и то, что сами специалисты отдела автоматизации управляющей компании уже имели опыт работы с продуктами «1С».
«Это стало подтверждением и нашего выбора, – отмечает Фазлыев. –- Для нас очень важны были распространенность продукта и широкий выбор фирм, предлагающих его внедрение, комплексное обслуживание и дальнейшее сопровождение в ходе промышленной эксплуатации». В качестве исполнителя проекта внедрения системы «1С: Управление производственным предприятием 8» («1С: УПП 8») руководство завода отдало предпочтение екатеринбургской компании «Эрикос», специалисты которой хорошо себя зарекомендовали на этапе предпроектного обследования.
Согласно замыслу руководства завода, внедрение системы должно было способствовать решению следующих бизнес-задач: cвоевременное получение полной и достоверной управленческой информации о работе завода; создание на предприятии упорядоченного документооборота, соответствующего законодательству с учетом индивидуальных особенностей предприятия с постепенным переходом к электронному документообороту; передача ввода первичной информации на места – в цеха и на участки.
Команда и ход проекта
На предприятии создали команду проекта, руководителем ее со стороны завода стала программист Эльвира Ляпустина, куратором – финансовый директор Вячеслав Фазлыев, он обеспечивал административную поддержку. В команду вошли также руководители всех подразделений, которые охватывал проект: главный технолог, главный бухгалтер, начальники отделов сбыта и снабжения, главный инженер, главный энергетик, а также линейные руководители – всего 12 менеджеров и специалистов.
Пристальное внимание было уделено обучению. Специалисты «Эрикоса» провели интенсивное выездное трехдневное обучение всей команды. В ходе обучения, которое шло на вводном примере, каждый руководитель смог убедиться, что в «1С:УПП 8.0» есть данные, необходимые именно для его участка работы, за которые отвечает он лично. Так на предприятии был развеян миф о том, что система годится для обработки лишь бухгалтерских проводок. После этого трехдневный курс обучения в системе прошли три специалиста завода – два сотрудника отдела управления персоналом и бухгалтер-расчетчик заработной платы. Непосредственно на рабочих местах обучались сотрудники бухгалтерии. Всего обучение прошли 35 сотрудников.
К сентябрю 2006 года было завершено обследование предприятия и выработаны рекомендации, касающиеся порядка внедрения системы. Собственно внедрение началось с отдела сбыта. Основным покупателем продукции завода является торговый дом «Искра-Заречный», через который реализуется практически весь произведенный кирпич.
На втором этапе к работе с новой системой перешел отдел закупок. Это дало возможность оперативно анализировать состояние складов. У завода имеется два центральных склада, один из них которых расположен в 14 км от предприятия, работа его сотрудников с системой осуществляется в режиме терминального доступа. Результатом использования эффективных инструментов планирования закупок на основе планов производства и потребностей подразделений, анализа и прогнозирования работы поставщиков, исполнения договорной дисциплины стало повышение прозрачности материальных потоков и складского хозяйства.
Задачей третьего этапа стало управление денежными средствами. Была реализована следующая цепочка: формирование заявок на закупки, на их основе формирование бюджета закупок на следующий месяц, формирование заявки на расходование денежных средств, платежи и сравнение плановых и фактических показателей.
В настоящее время в системе «1С:УПП 8» реализован учет производства кирпича, его отгрузки, расчетов с контрагентами. Средствами системы ведется учет готовой продукции, материальных запасов, а также учет производства глины и расчет ее себестоимости. Ход и стоимость доставки глины на завод, а кирпича – до перевалочной базы, административные расходы – все эти процессы также отражены в системе.
В едином информационном поле сейчас работают следующие подсистемы: управление продажами, закупками, производством (включая производственное планирование), автотранспортом, денежными средствами, персоналом. «Таким образом мы выполнили задачу построения единого информационного пространства на предприятии, – отмечает Фазлыев. – Опираясь на него, мы можем двигаться дальше, расширять круг решаемых задач».
Производственный учет и управление автотранспортом
У предприятия имеется собственный карьер, откуда глина самосвалами доставляется на завод. Она проходит несколько этапов обработки, измельчается, приводится к однородной массе. Затем она поступает в пресс, на котором формуется брус, он режется на отдельные кирпичи. Они грузятся на вагонетки, которые поступают в сушильную печь, после сушки перекладываются на обжиговые вагонетки, проходят обжиг в печи при температуре 1100 градусов в течение двух суток, затем перекладываются на поддоны, упаковываются в пленку и доставляются на перевалочную базу, где грузятся в вагоны и отправляются потребителям.
В информационной системе сейчас отражаются фактические производственные показатели на всех трех переделах: сколько сформовано кирпича, сколько его находится в сушке и сколько кирпича выгружено из обжиговой печи. Готовая продукция отгружается ежедневно. Руководство завода средствами системы отслеживает ежесменный выпуск кирпича по всем шести его маркам («Заречный» производит кирпич двух видов, по три марки каждого вида). Есть также возможность оперативно узнать, какие материалы были взяты в производство, и проконтролировать их использование.
Средствами системы, предназначенными для управления производством, осуществляется формирование производственных планов, план-фактный анализ выработки кирпича по сменам, оперативный учет выпуска продукции, остатков незавершенного производства, пооперационный учет выпуска продукции; учет простоев по их видам, расчет товарного выпуска продукции в ценах реализации.
Ранее на предприятии единая точка ввода информации в систему находилась в плановом отделе. После внедрения системы постепенно идет развертывание рабочих мест непосредственно на участках и в цехах, чтобы данные вносились в систему оперативно в местах их возникновения.
У предприятия имеется собственный автотранспорт, который организован не как единый транспортный цех, а как несколько подразделений, каждое из которых занимается определенным видом деятельности. Например, автопогрузчики грузят поддоны с кирпичом на машины; 10-тонные и 15-тонные самосвалы используются для доставки глины; КамАЗы грузоподъемностью от 20 до 30 тонн доставляет кирпич на перевалочную базу.
«Затраты на доставку постоянно меняются, – отмечает Ляпустина. – Увеличивается оплата труда персонала, растут цены на горюче-смазочные материалы, запчасти. В то же время предприятию требуется оперативно определять себестоимость доставки по всем транспортным подразделениям, чтобы управлять ею, ведь она входит в себестоимость кирпича».
Модуль «Автотранспорт», разработанный на платформе «1С: Предприятие 8», был объединен с «1С:УПП 8», но специалистам завода нужно было не просто готовить с помощью системы путевые листы, но и отслеживать сводные показатели работы автотранспорта. «Нам важно, чтобы все данные с путевых листов сразу учитывались и чтобы мы могли строить на их основе аналитику, – подчеркивает Ляпустина. – Для этого понадобилась настройка модуля “Управление автотранспортом” под специфику нашего предприятия». Сейчас завершена доработка этого модуля в том, что касается расчета заработной платы водителей по данным путевых листов. С его помощью также формируются показатели деятельности подразделений транспортного цеха.
Не так давно на заводе были решены еще несколько задач автоматизации: созданы отчеты, позволяющие формировать данные по управлению персоналом для управляющей компании; настроен и ведется расчет себестоимости выпуска продукции в соответствии с правилами бухгалтерского учета; доработана процедура планирования производства кирпича по переделам в случае, когда цех выпускает два вида кирпича.
В целом проект обошелся предприятию в 1,5 млн. руб. Примерно половина этой суммы затрачена на внедрение системы, четверть – на приобретение лицензий, еще одна четверть – на закупку и модернизацию компьютерной техники.
«Важно более активно использовать административный ресурс, привлекать к участию в проекте руководителей, принимающих решения», – отмечает Ляпустина. В июне 2008 года на предприятии был издан приказ о передаче системы в промышленную эксплуатацию. Сейчас готовится проект договора сопровождения программного продукта, который завод планирует заключить с компанией «Эрикос».
Перспективы
В планах дальнейшего совершенствования информационной системы завода можно выделить несколько направлений. Первое из них – постановка средствами системы бюджетирования, охватывающей все предприятие. Она призвана обеспечить формирование прогноза всего бюджета доходов и расходов завода, прежде всего прогноза доходов и расходов по основным видам производственной деятельности: выпуск кирпича, транспортные услуги и общепит. Кроме того, планируется обеспечить средствами системы детализированный анализ расходов по каждому виду деятельности. Все это необходимо для точного и оперативного планирования ценовой политики предприятия.
Второе направление автоматизации – переход к безбумажным технологиям. Это весьма насущная задача, – ведь сейчас рабочему, прежде чем получить спецодежду или деталь к оборудованию, приходится собирать несколько подписей сотрудников, разбросанных по всей территории завода. Реализация электронного документооборота позволит повысить эффективность работы непосредственно на рабочих местах, оптимизировать деятельность служб. Наконец, третье направление работ призвано формировать еженедельные сводки о деятельности предприятия для топ-менеджера и отчетов для управляющей компании.