Каковы причины неудач в работе компаний? Этот вопрос преподаватели школы бизнеса задают студентам с целью заставить их проанализировать причины, по которым ожидания компаний не оправдываются. Одной из таких причин известный писатель и консультант по пробл
Безусловно, исполнение является основной причиной, но, на мой взгляд, существует и другая, возможно более глубокая и всеохватывающая, причина номер один: самолюбие. Если быть более точным – гипертрофированное самолюбие. Рассмотрим два примера. Бывший министр обороны Дональд Рамсфилд использовал свою власть и предоставленное право, чтобы вести войну в Ираке. Если мнение его подчиненных не совпадало с его собственным – оно подавлялось, военачальники были запуганы и стратегические изменения так и не были осуществлены. В результате он был смещен в ноябре 2006 года, после того как республиканцы утратили большинство в конгрессе. Боевые действия тем временем продолжаются.
Аналогичная ситуация сложилась и с Citigroup, одним из ведущих мировых финансовых учреждений, которое, не успев выбраться из одного кризиса, попадало в другой. В докладе, предоставленном журналом Fortune, отмечается, что некоторые трудности были вызваны ошибками генеральных директоров компании, начиная от Уолтера Ристона и заканчивая Джоном Ридом и Сэнди Вейлом. Все они были талантливыми менеджерами, но каждый из них переоценил свои силы и завысил планку. Пострадала же в результате Citigroup.
Собственное самолюбие Рамсфилда и генеральных директоров Citi возобладало над благоразумным управлением. Разумеется, хорошему руководителю самолюбие необходимо,, но оно не должно становиться доминантой. Старшие руководители всегда действуют под давлением. Мотивы,побуждающие их к действию, порой преобладают над здравым смыслом.
Взятый тайм-аут для того, чтобы остановиться и обдумать важное решение, поможет избежать ошибок и неверных ходов. Перед тем как начать действовать, задайте себе три следующих вопроса.
Почему я это делаю? Руководители хотят оставить свой след в компании. Они хотят, чтобы сотрудники ощутили их руководящую силу. Все это прекрасно, но иногда это давление может привести их к принятию решений, которые выгодны лично им, а не компании. Они больше горят желанием увидеть свое имя на обложке делового периодического издания, чем рационально управлять компанией. Последний президент Туркменистана Сапармурат Ниязов приказал, чтобы календарные месяцы были переименованы в честь его и членов его семьи. Неконтролируемое самолюбие может дорого обойтись и поэтому перед тем как начать действовать, будет разумно задать вопрос «почему». Делать что-то в угоду собственному самолюбию недопустимо.
Какие будут последствия? Предпринятые усилия для роста или новые приобретения могут поставить компанию за грань того, с чем она может справиться. Это может нанести большой ущерб конкурентоспособности . Поэтому руководство должно подумать о том, достижима ли и жизнеспособна ли данная цель. Время от времени мы видим, как компании пытаются «вытянуться» , чтобы увеличить свою долю рынка. На достижение цели направлены все силы; для резкого увеличения доли рынка задействуются дополнительные средства. Доля рынка может расти, но рыночная стоимость, так же как и дополнительные денежные средства и трудовые ресурсы, часто слишком велики и не могут оправдать подобные затраты.
Поддержат ли это сотрудники? Здесь мы подошли к тому моменту, который многие руководители понимают неправильно. Исходя из лучших побуждений, они вовлекают свои компании в рискованные предприятия, не уточнив предварительно две детали. Первое: достаточно ли у них сотрудников для реализации подобного плана? Поддержит ли команда подобное начинание, которое повлечет за собой дополнительную работу? Наличие необходимых компетентных сотрудников – одно из составляющих условий; здесь может потребоваться обучение и развитие, равно как и приглашение на работу новых сотрудников. Чаще специалисты привлекаются со стороны, собственные кадры готовятся реже. Если сотрудники не поймут причин, по которым они вынуждены будут делать новую и дополнительную работу, они не станут ее делать. Сопротивление может обречь многие инициативы на провал. ИТ-руководители знают цену переменам лучше всех, так как они отвечают за модернизацию системы, а это многие сотрудники могут посчитать обременительным.
Самолюбие – важная черта руководителя. Самолюбие – это стальной стержень; это основа для роста и претворения начинаний в жизнь. Самолюбие требовательно к самоопределению. Без него руководитель будет полагаться на других, потому что он будет верить в то, что они смогут сделать работу лучше. Следовательно, самолюбие необходимо.
В то же время самолюбие может быть тем внутренним голосом здравого смысла, который говорит: «Задержись на минутку. Почему ты это делаешь?» Очень важно обращать внимание на ответ, особенно если он идет вразрез с ожиданиями других или даже вашими собственными ожиданиями. Умение прислушаться и поступить по велению этого голоса – одна из отличительных черт настоящего руководителя.