Сейчас ведутся горячие споры о том, стоит ли управлять ИТ как бизнесом. Но прежде, чем внедрять в подразделении новую структуру управления, важно понять, что все составляющие бизнеса влияют друг на друга.
Филлис Пост, старшая управляющая по планированию и управлению глобальным бизнесом и по корпоративным ИТ в компании Merck & Co., утверждает, что ИТ следует управлять как портфелем. На ее взгляд, для обеспечения наиболее эффективной работы компаний их руководство должно понять, что ИТ-отдел необходимо включить в «ритм» бизнеса. К ИТ-отделу нельзя относиться как к источнику расходов на регулярное сопровождение и канцтовары. Отдел может подорвать бюджет компании, если его не будут воспринимать как неотъемлемую часть всей организации.
Хорошее управление портфелем предполагает регулярные проверки команды (ежемесячно, ежеквартально и ежегодно). По словам Пост, три составляющие управления портфелем - это создание ценности, понимание спроса и обеспечение эффективного исполнения. Управляя ИТ-отделом таким образом, можно постоянно контролировать, насколько хорошо он следует стратегии в сравнении с остальной компанией. Если не определить стратегию по согласованию работы ИТ-отдела с деятельностью организации, будет тратиться все больше денег, так как руководство может кинуться расходовать средства на возвращение ИТ-отдела в привычную колею. А если стратегия существует и работает и в какой-то момент происходит сокращение бюджета, ИТ-директор будет знать, где «подрезать», вместо того чтобы отбирать равными частями понемногу денег у каждого проекта.
ИТ-отдел постоянно получает просьбы выполнить небольшие установки обновлений, но действительно ли такая система приносит пользу? Необходимо удостовериться, что эти обновления будут иметь смысл в долгосрочной перспективе. Также нельзя ожидать, что ИТ-отдел моментально приспособится к изменениям, поэтому при внедрении системы управления портфелем важно умелое руководство.
В последние два года Merck работала над тем, чтобы сделать свой ИТ-отдел «процессноцентричным». Вместо того чтобы сосредоточивать усилия на нескольких одновременных проектах, отдел следует стратегии всей компании, ориентируясь на спрос и предложение. Определяются ожидания, благодаря чему начинают четко прослеживаться причинно-следственные связи, и это отражает главную цель - экономию ресурсов. Пост подчеркивает, что для наиболее эффективной работы ИТ-отдел должен стать важной составляющей корпоративного процесса планирования.
Управление ИТ-отделом как портфелем обеспечивает долгосрочную ориентацию не только на повседневную деятельность, но и на управление ресурсами. Любой отдел можно рассматривать как компанию внутри компании, но у ИТ-служба немного отличается, у нее своя специфика. Хотя, в конце концов, главное не лежит на поверхности.