Рынок высоких технологий

Тенденция положительная, но пиратство растет

Программное обеспечение в большинстве стран постепенно легализуется. Согласно результатам исследования, проведенного IDC по заказу ассоциации BSA, уровень используемого пиратского ПО снизился в 67 странах из 108 рассмотренных. При этом рост наблюдался лишь в восьми странах. В исследовании уровень пиратства естественным образом определялся с помощью деления количества единиц используемого нелегального ПО на общее число установленных программных продуктов. Например, в России он упал с 80 до 73%,что дало экспертам возможность говорить об эффективности проводимой на государственном уровне политики по легализации. Тремя самыми благополучными странами были названы США, Люксембург и Новая Зеландия (в них уровень использования нелегального ПО составляет около 20%). На другом полюсе оказались Армения, Бангладеш и Азербайджан, где доля пиратских продуктов зашкаливает за 90%. Интересно, что, несмотря на общую положительную тенденцию, средний уровень пиратства за 2007 год вырос на три пункта и составил 37%. Это произошло из-за того, что наибольший рост ИТ-рынка наблюдается именно в развивающихся и не слишком благополучных регионах.

Аутсорсинг автоматизируют

В течение ближайших десяти лет объем работ, отдаваемых на аутсорсинг, будет стабильно расти, как полагают в Gartner. Однако несколько изменится тип таких работ и способ их выполнения. Согласно оценкам аналитиков, уже к 2011 году более 50% ИТ-рынка развитых стран будут составлять аутсорсинговые услуги. При этом треть данной суммы придется на телекоммуникации. Главной причиной роста офшоринга, естественно, станет стремление сократить ИТ-расходы. Если сейчас лишь 15% компаний используют офшоринговую модель получения услуг, то к 2013 году их доля вырастет до 25%, а к 2018 году — до 40%. Однако механизм снижения издержек заключается не только в перемещении процессов в более дешевые точки мира, но и в их максимальной автоматизации, особенно если они связаны со значительной трудоемкостью. В настоящее время 90% отдаваемых на аутсорсинг процессов являются ручными. По прогнозам Gartner, к 2018 году более половины отдаваемых процессов будут автоматизированы.

Видео с аналитикой

Рынок программного обеспечения для систем видеонаблюдения в ближайшие пять лет вырастет вчетверо. По прогнозам ABI Research, этот рынок, в данный момент составляющий очень скромные 245 млн. долл., уже к 2013 году достигнет отметки не менее 900 млн. долл. Главными причинами такого лавинообразного роста станут активность организаций государственного сектора, обновляющих системы безопасности, а также крупные проекты в торговых компаниях. Кроме того, развитие технологии Wi-Fi позволяет при необходимости устанавливать беспроводные камеры практически в любом месте. Наконец, технологии аналитики позволяют использовать давно известные средства принципиально новым образом. Например, в торговле, помимо традиционных мер по защите от краж, чрезвычайную актуальность приобретает отслеживание поведения клиентов. При этом интерес вызывает не только реакция на маркетинговые ходы, но и сама модель осуществления покупок.

ИТ-бюджеты

Опровергая скепсис

Все большее число исследований начинают опровергать сделанные ранее аналитиками прогнозы относительно замедления (или даже сокращения) ИТ-рынка в условиях экономического кризиса. С такими скептическими заявлениями, например, выступали IDC и Forrester. Однако опрос, проведенный Enterprise Management Associates, показал, что в 75% компаний ИТ-бюджет на 2008 год отнюдь не уменьшится, причем около 40% ожидают его существенного роста. В отдельных отраслях ожидается рост активности относительно ИТ-инициатив. К ним относятся производство, торговля и фармацевтика. Например, 62% производственных, 60% торговых и 55% фармацевтических организаций заявили о планах по увеличению ИТ-бюджетов. В целом существует значительное количество компаний, в которых рост ИТ-бюджетов будет весьма серьезным: 17% компаний ожидают его увеличения на 10—25%.

Управление

ИТ-работу рекомендуют детям

В нынешнем году 70% ИТ-сотрудников ожидают повышения заработной платы. По данным рекрутингового агентства Barkers, средний рост зарплат может составить 4,5%. Что интересно, три четверти опрошенных сотрудников настолько удовлетворены своей работой и карьерой, что готовы рекомендовать ее своим детям. Практически все абсолютно уверены в своем будущем и полагают, что в случае неблагоприятных обстоятельств без проблем смогут найти себе новое место работы.

Успех чужими руками

Хороший ИТ-директор не должен оставаться в тех рамках, которые традиционно подразумеваются этой должностью — к такому выводу пришли участники конференции CIO Leadership. Дело в том, что его роль меняется, смещаясь к функциям бизнес-руководителя. Однако расширения своего кругозора и сферы обязанностей для этого недостаточно. ИТ-директор должен воспитать надежных сподвижников, тех, кого принято называть правой рукой. При этом число таких «рук» должно быть достаточным для полного контроля своей сферы деятельности. В первую очередь надо выделить наиболее талантливых сотрудников, способных стать хорошими менеджерами. Затем необходимо потратить определенные ресурсы и время на управленческие тренинги. Наконец, нужно предоставить сотрудникам возможность опробовать свои способности в «боевых» условиях.

Техника безопасности

Инциденты скрывают

Хотя половина торговых компаний страдала от успешных атак киберпреступников или злонамеренных действий персонала, лишь очень немногие (15% от числа пострадавших) объявили своим клиентам о произошедшей утечке информации. По мнению аналитиков Gartner, тенденция вполне очевидна: клиентскую информацию регулярно крадут, а компании почти столь же регулярно такие инциденты скрывают. Громкие скандалы, сведения о которых нередко появляются в новостях ИТ, представляют собой лишь вершину айсберга. Хотя во многих странах компании законодательно обязаны уведомлять клиентов обо всех случаях несанкционированного доступа к их личной информации, на практике этого не происходит. Причина, конечно же, заключается в невозможности организовать достоверный контроль инцидентов. По сути их обнародование становится делом сугубо добровольным. Между тем утечка клиентской информации на уровне компании-продавца становится основной предпосылкой последующих краж кредитных карт клиентов и составляет 20% всех инцидентов.

Нарушая соглашения

69% организаций не уверены, осуществляется ли использование ими программного обеспечения в полном соответствии с лицензионным соглашением. Более того, 44% опрошенных компанией King Research ИТ-менеджеров признали, что в их корпоративных системах использованы элементы нелицензионного ПО. Частично ситуация вызвана проблемами с учетом установленных программных средств. В половине компаний учет осуществляется вручную, и лишь у 8% он полностью автоматизирован. Только 32% заявило, что их компания готова к проведению аудита. Аналитики подчеркивают, что полученные цифры зависят от видов ПО и не торопятся бить тревогу. Разумеется, если речь идет о корпоративных системах, то нарушений встречается гораздо меньше. Проблемы возникают лишь с офисными приложениями, такими как, например, Microsoft Office или решения семейства Adobe.

Бизнес и технологии

«Сырая» виртуализация

Виртуализация начинает входить во многие области ИТ-инфраструктуры, однако значительное число решений, предлагаемых вендорами, по оценкам Forrester, являются «сырыми». Если серверная виртуализация и виртуализация рабочих станций достаточно зрелы и могут быть рекомендованы к использованию, то в других сферах дела обстоят не столь хорошо. Особенно это касается виртуализации хранилищ данных, в которую аналитики открыто советуют не инвестировать, как в не окупающуюся. По их мнению, пройдет от трех до пяти лет, прежде чем ситуация изменится в лучшую сторону. Однако после доработки решений и их проверки «в боевых условиях» эту технологию ждет значительный успех. В продуктивной эксплуатации виртуализация находится лишь на 10—15% серверов. Гораздо чаще речь идет о пилотных проектах с целью оценки ее возможностей. Осторожность компаний во многом связана с тем, что они испытывают недостаток экспертизы. В будущем, при развитии виртуализации, потребность компаний в специалистах будет только расти.

Спонтанные решения

44% компаний считает, что приложения Enterprise 2.0 (пользовательские средства Web 2.0, переделанные для корпоративного использования) очень важны или весьма важны для них. Однако вопреки таким заявлениям три четверти опрошенных признали, что имеют лишь приблизительное представление о них. По мнению аналитиков организации AIIM, подобные ответы свидетельствуют о том, что большинство компаний прибегают к использованию Enterprise 2.0 спонтанно, без четкого плана. Зачастую отдельные департаменты внедряют блоги или вики независимо от остальных. Почти половина респондентов призналась, что Enterprise 2.0 внедрялись ими для удовлетворения насущных потребностей и лишь 26% заявили о стратегическом подходе к внедрению. Хотя аналитики утверждают, что для оценки эффективности средств Enterprise 2.0 вполне годятся традиционные метрики ROI, но с оговоркой, что на финансовых параметрах не следует акцентировать слишком много внимания. В силу природы этих технологий основной эффект наблюдается именно от улучшения взаимодействия подразделений в масштабах компании.

Запретный плод Open Source

Большинство разработчиков, до сих пор не использующих ПО с открытым кодом, хотели бы его использовать, как заявляют аналитики Kingpin Intelligence. Удерживают их от этого в основном требования клиентов. Почти половина респондентов полагает, что продукты
из так называемого набора LAMP (Linux, Apache, MySQL и PHP) представляют серьезную угрозу для традиционных коммерческих технологий. Тем не менее пока лишь треть полагает, что разрабатываемые с помощью open source продукты могут иметь более высокое качество, чем традиционные. Что характерно, из использующих свободное ПО компаний-разработчиков лишь 30% имеют среди клиентов крупные организации. Это может означать как популярность open source среди компаний SMB, так и недоверие к этим средствам со стороны солидных предприятий.

Компании выжидают

Энтузиазм компаний относительно аренды приложений (software-as-a-service, SaaS) и связанный с ним рост рынка SaaS видны невооруженным глазом. Такие решения оказались вполне жизнеспособны как для компаний SMB-сектора, так и для более крупных организаций. В первую очередь стоит говорить об их финансовой эффективности. По данным исследования Forrester, вести речь о глубоком проникновении этой модели преждевременно. Лишь в 16% компаний запустили решения SaaS в промышленную или пилотную эксплуатацию. Остальные же, в лучшем случае, с интересом наблюдают за опытом первопроходцев. 46% признали, что заинтересованы возможностями аренды приложений, а 37% заявили, что никак не заинтересованы. Что же их сдерживает? Рынок SaaS до сих пор лихорадит, появляется большое количество новых игроков, уже есть первые примеры их ухода и происходит значительное число слияний. Таким образом, многие потенциальные заказчики предпочитают выжидать.

Приближение горизонтов

В 2007 году политика, проводимая большинством компаний, была направлена на увеличение доли рынка. Таким образом, как подчеркивают в Gartner, краткосрочные ожидания бизнес-руководства от ИТ заключались главным образом в совершенствовании бизнес-процессов, контроле издержек и повышении производительности сотрудников. Проблемой для ИТ-директоров может стать то, что горизонт планирования во многих компаниях сократился с трех до двух лет. Им придется предпринять значительные усилия, чтобы оправдать ожидания руководства. Будущее ИТ в каждой конкретной компании зависит от возможности изменять бизнес-процессы, привлекать клиентов и в целом использовать информацию более эффективно. И все же это не означает, что традиционные приоритеты, например, безопасность, будут отодвинуты на второй план. Наоборот, они станут основой, формирующей доверие к ИТ.

Аутсорсингом недовольны

В 2008 году может начаться массовый пересмотр компаниями своих аутсорсинговых контрактов. По прогнозам IDC, пересмотрено может быть от 55 до 60% контрактов. Несмотря на то, что выгоду от партнерских отношений пытаются извлечь обе стороны, ожидания заказчиков далеко не всегда бывают удовлетворены. Как правило, речь идет о недостаточном уровне обслуживания. Во многом причиной этого становятся изначальная неясность относительно истинных возможностей поставщика услуг. Наконец, далеко не всегда заказчики имеют верное представление об эффективности собственных ИТ-процессов, что также способствует формированию ложных ожиданий.