Эффективность и инновации
ИТ-директора смогут добиться стратегического влияния внутри своей компании с помощью инноваций и достижения эффективности ИТ-деятельности в условиях ужесточающихся бюджетных ограничений. По данным опроса, проведенного Harvey Nash, в 76% компаний совет директоров в первую очередь обращает внимание на использование технологий именно для достижения операционной эффективности. Таким образом, эта задача становится для ИТ-директоров первоочередной. Еще одной распространенной задачей становится развитие и совершенствование бизнес-процессов внутри компании — ее упомянули 65% опрошенных. Эта задача по сути является инновационной: в Harvey Nash инновации определяют как ключ к достижению конкурентных преимуществ в условиях экономического спада. В целом же 83% ИТ-директоров отмечают, что инновации входят в круг их обязанностей. О том, что понимают под инновациями сами ИТ-директора, аналитики умолчали.
Может ли ИТ-директор быть генератором инноваций? Да, конечно, однако при ответе на этот вопрос необходимо четко разделить ИТ-инновации и бизнес-инновации. «Технологические инновации являются прямой обязанностью ИТ-директора, но они интересуют руководство компании не слишком сильно», — считает Анатолий Тенцер, ИТ-директор компании «Катрен». Что же касается бизнес-аспекта, то далеко не все ИТ-руководители готовы наживать себе лишнюю головную боль. Компаниям действительно требуются новые бизнес-возможности и конкурентные преимущества, но этот процесс порождает дополнительные обязанности и дискуссии с бизнес-руководителями, порой весьма жаркие.
Впрочем, иногда ИТ-директору приходится становиться «фильтром» инноваций. «Когда ко мне приходят менеджеры с требованием автоматизировать какой-либо бизнес-процесс, я обычно отвечаю, что он будет автоматизирован, но не сейчас, либо что он будет автоматизирован, но по-другому», — иронизирует ИТ-директор компании «Азбука вкуса» Денис Сологуб. Необходимо четко понимать возможность применения того или иного решения, а также то, насколько эти новшества вписываются в рамки ИТ-стратегии. В тех случаях, когда они могут поставить под угрозу стабильность работы компании, ИТ-руководитель должен превращаться из инноватора в жесткого консерватора.
«Креативный ИТ-директор — это большое преимущество для компании. Однако его деятельность должна укладываться в рамки поиска решений для актуальных бизнес-проблем компании», — уверен Ваган Варданян, директор управления информационных технологий инвестиционной компании «Ренессанс Капитал». Предлагаемые инновации будут полезны лишь в том случае, если они помогут позиционированию компании на рынке или созданию конкурентных преимуществ. В противном случае креативность благом не является.
ИТ-директора недовольны работой
Из всех руководителей ИТ-директора имеют самый низкий показатель удовлетворенности своей работой. Согласно результатам опроса, проведенного рекрутинговым агентством ExecuNet, лишь 53% ИТ-руководителей довольны своим местом работы и выполняемыми функциями. Для сравнения: наибольшую удовлетворенность высказывают руководители HR-служб (68% довольных), за ними следуют руководители маркетинговых служб и отделов продаж. Причин такого скепсиса со стороны ИТ может быть несколько. Например, принимая во внимание не слишком благоприятные экономические условия, многие компании воздерживаются от внедрения передовых технологий. Как известно, именно использование инновационных решений является одним из главных мотивирующих факторов для любого ИТ-специалиста. Другой причиной может быть по определению неблагодарная природа их деятельности. Показателем эффективной работы ИТ-отдела является отсутствие ощутимых проблем, и такое положение дел воспринимается как должное. Результаты же работы прочих подразделений, как правило, более очевидны и измеримы. Полученные ExecuNet результаты существенно отличаются от данных Harvey Nash. Согласно аналогичному исследованию, проведенному второй компанией, работой довольны 79% ИТ-директоров. Тем не менее эксперты Harvey Nash также отметили некоторое снижение удовлетворенности по сравнению с прошлым годом.
«Высокие требования к ИТ, предъявляемые бизнесом, — создают весьма стрессовую ситуацию для любого управленца, особенно если учесть, что ИТ в большинстве компаний все-таки воспринимаются главным образом как центр затрат», — комментирует Ирина Клюсова, территориальный директор отделений по подбору персонала Kelly IT Resources международной рекрутинговой компании Kelly Services. Между тем бизнес хотел бы как можно скорее увидеть эффект от вложенных денег. При этом если финансовый эффект вполне однозначен и исчисляем, то в случае нематериальных целей (например, повышение эффективности управления) зачастую имеют место неоправданные ожидания со стороны руководства. Это не может благоприятно влиять на взаимоотношения ИТ и бизнеса. Еще одним важным фактором является жесткий дефицит персонала и, как следствие, перегрузка самих руководителей.
Наконец, для многих интернациональных компаний, несмотря на определенную престижность работы в них, характерна невозможность самостоятельного принятия решений, либо необходимость долгого их согласования. Например, ИТ-менеджер, отвечающий за определенную страну, не имеет достаточной самостоятельности, и принятие всех сколько-нибудь важных решений является прерогативой высшего руководства более крупных подразделений. Между тем самостоятельность в принятии решений — это один из важнейших факторов, обеспечивающих лояльность ИТ-руководителей.
Ведущий рубрики — Николай Смирнов