Эта далеко идущая и сложная концепция совмещает регулирование ИТ-службы, мониторинг хозяйственной деятельности, интеграцию архитектуры и приложений, управление т
Правильное управление бизнес-процессами (Business process management, BPM) позволяет предприятиям определить, осуществить и усовершенствовать процессы, связанные со взаимодействием людей, а не просто со статическими потоками, сказано в обзоре CIO Magazine 2007 года (www.cio.com/article/106609/).
Тем не менее, по данным исследований аналитиков BPM, многие компании сегодня активно работают с BPM-инициативами. В отчете Aberdeen Group за сентябрь 2007 года под названием «Конвергенция BPM» указывается, что совместная работа бизнес-интеграции и программных продуктов технологического процесса уже давно стала задачей компаний. Результатом были разрозненные функции BPM, разбросанные по всей организации, каждая обслуживала дискретную функцию.
Это не единственная проблема; в промышленности, трудно добиться правильной работы BPM. Недавний опрос среди 125 производственных предприятий и компаний из сферы услуг, оценивавший использование ими BPM для внедрения инноваций, проведенный Virtusa и консультантом по менеджменту PRTM, показал, что «им не хватает передовых практик, видения и участия руководства, необходимых для полной реализации их инвестиций в BPM».
Компании, отвечая на вопросы, сказали, что используют BPM-инициативы для управления продукцией и услугами, внутренними операциями и CRM. Кроме того, 47% респондентов заинтересованы в реализации BPM для разработки инновационной продукции, что является новой сферой для BPM-приложений.
BPM — проблема людей
Расхождение между тем, к чему компании стремятся в отношении BPM и тем, что им на сегодняшний день удалось реализовать, напоминает пропасть.
Во-первых, необходимо, чтобы компании понимали препятствия, мешающие хорошей работе BPM. По результатам
BPM-опроса Aberdeen Group, в котором участвовало более 160 бизнес- и ИТ-руководителей и менеджеров, ключевые задачи для компаний, реализующих программу BPM, касаются не столько технологий, сколько людей и процессов.
Одна часть BPM-решения — техническая, но другая — организационная, именно тут и спотыкаются многие компании. И эта часть требует высококачественных продуктов BPM, зрелости компании, готовности непредвзято взглянуть на бизнес-процессы.
Выявленные две основные задачи — организационные: обоснование инвестиций в BPM и заинтересованность организаторов бизнеса.
Результаты опросов Virtusa и PRTM подтверждают масштаб организационных разобщений, возникающих при отсутствии заинтересованности со стороны компании. В своих последующих интервью многие участники опроса сказали, что инвестировали в BPM-инициативы, даже когда проектам не хватало содействия топ-менеджеров. Только 24% опрашиваемых засвидетельствовали, что был топ-менеджер, ответственный за BPM, а более 40% ответили, что «нет определенного человека, ответственного за BPM».
Большинство опрашиваемых отметили отсутствие у своих компаний ясного видения или сетевого графика использования и капитализации своих инвестиций в BPM. Только 15% отметили наличие плана по BPM с поставленными целями, а у 12% был четкий сетевой график совершенствования бизнес-процессов.
Участники опроса заявили, что внутреннее и внешнее сотрудничество служит «основой для эффективных инноваций», а 72% сообщили о существовании у них некого ИТ-оснащенного потенциала для сотрудничества. Последующие интервью показали, что немногие из этих решений эффективно работают. В большинстве случаев это управление знаниями или программы коллективного доступа к файлам, они плохо структурированы и оторваны от ключевых процессов.
Как укротить BPM
В отчете Aberdeen Group даются рекомендации, как компаниям усовершенствовать эффективность своего BPM.
Документируйте ваши процессы. BPM — управление бизнес-процессом, понимание ключевых бизнес-процессов есть первый шаг в реализации любого BPM. Не жалейте времени, чтобы понять поток информации, проходящий через ваше предприятие.
Прибегните к помощи. Как можно раньше привлекайте консалтинговую фирму, чтобы заложить основу для выбора BPM-программы.
План для конвергенции на предприятии. Если компания уже применяет отдельные BPM-приложения, исследуйте пути объединения этих приложений в одну интегрированную программу. Новые разработки должны интегрироваться в BPM-решение, существующее на предприятии.
В целом BPM становится конкурентным преимуществом предприятий, использующих его эффективно. Не попадайте в ловушку технологий, BPM требует участия в процессе и его знания настолько же, насколько и продукции.
Thomas Wailgum. Business process management: Hot, but still immature. CIO.com. 04/08/2008