Традиционно на предприятиях с непрерывным циклом производства информационные технологии рассматриваются как инструмент увеличения эффективности производства - снижения издержек, повышения производительности труда, контроля качества и пр. Каков потенциал и
Андрей Митин, ведущий консультант компании «Город-Инфо»:
На предприятиях с непрерывным типом производства востребованы сложные решения, включающие в себя как подсистемы оперативного управления (связка АСУТП — MES — ERP), так и подсистему стратегического управления и бизнес-аналитики. Внедрение системы сбалансированных показателей, систем процессного управления предприятием, методов функционально-стоимостного анализа (Activity Based Costing, ABC) позволяет оценивать, насколько правильно принято решение по расширению продуктовой линейки и будет ли экономически выгодно сокращать или расширять бизнес. Системы BI при правильном подходе, когда они не навязываются сверху, а естественно интегрируются с учетными системами, являются мощным инструментом поддержки принятия решений. Эту тенденцию хорошо чувствуют мировые лидеры программного обеспечения.
Максим Галимов, директор по перспективным исследованиям компании Directum:
Традиционно предприятия с непрерывным типом производства (химические, металлургические и пр.) одни из первых осваивают новые технологии и подходы в области управления производством. Примеров этому масса. Причина кроется в относительной простоте учета и планирования непрерывного производства, и именно это позволяет быстро и эффективно внедрять новые решения в области планирования затрат на производство продукции и управления ими.
Именно от способности предприятия быстро оценить затраты на производство, выявить долю накладных расходов (организационных, коммерческих, расходов вспомогательного производства) на разных стадиях жизненного цикла продукции (от исследований и подготовки к производству до снятия с производства) в большой степени зависит управление новыми видами продукции. Такая оценка позволяет найти ресурсы для перераспределения расходов и уменьшения себестоимости продукции на начальных, наиболее ресурсоемких этапах ее жизненного цикла. И в этом, безусловно, существенную роль должны играть информационные технологии, с помощью которых удается реализовать необходимые технические и экономические модели.
Борис Меленевский, руководитель группы предпроектного консалтинга компании Oracle в странах СНГ:
В современном бизнесе инновации рассматриваются как одно из ключевых конкурентных преимуществ компаний. При выводе нового продукта на рынок наряду со все возрастающими потребностями пользователей необходимо учитывать требования по защите окружающей среды и безопасности производства. Стоимость вывода нового продукта на рынок постоянно растет, следовательно, цена ошибки существенно увеличивается, поэтому интерес со стороны реального бизнеса к ИТ-решениям в части вывода на рынок новых продуктов растет с каждым годом. Особое внимание уделяется выявлению реальных потребностей рынка и глобальному управлению качеством продукции и бизнес-процессов. Одним из стимулирующих факторов развития этого направления в ближайшее время станет введение нового европейского регламента по безопасности химических веществ REACH.
Выход на новые рынки подразумевает серьезные инвестиции и риски. ИТ-решения, которые позволяют предприятиям не только планировать свои ресурсы, но и моделировать цепочки поставок, уже активно востребованы бизнес-сообществом. Для многих крупных международных и российских компаний интегрированное управление цепочками поставок становится наиболее приоритетным в развитии информационных систем. Большой интерес вызывают решения для планирования продаж и операций. Приятно отметить, что лидеры российского бизнеса уже внедряют самые современные технологии для решения этих задач.
Николай Лисин, руководитель отдела автоматизации процессного производства компании ИТРП:
Информационная система уровня предприятия может предоставлять обширнейший аналитический материал, необходимый для анализа эффективности существующих видов деятельности. На основании этого анализа принимаются решения о создании новой продукции, приоритетности отдельных видов продукции и выходе на новые рынки. Поскольку система предусматривает единое информационное пространство для бизнес-процессов предприятия, то, разумеется, в ней заложены механизмы точной формализации и хранения структуры продукции (спецификаций, нормативов, параметров технологических процессов, прочей сопутствующей документации) в произвольном формате.
Ввиду технологических особенностей непрерывного производства управление данными об изделии особенно важно для этой отрасли. При разработке новых видов продукции упомянутые механизмы образуют среду разработки, позволяющую сохранять, быстро извлекать и модифицировать наработанные нормативные данные.
В отличие от дискретного производства, спецификой непрерывных отраслей также является нетривиальность алгоритмов производственного планирования. Их автоматизация также может быть весьма важна при росте объемов деятельности и расширении рынка.
Евгений Шароварин, директор группы компаний АСК:
Автоматизация производственного процесса — это не только низкие издержки, высокое качество и производительность, это также и возможность для быстрого перехода с одной продукции на другую, снижения минимальных партий производимой продукции, «персонализации» продукта в соответствии с потребностями конкретного клиента или группы потребителей. Это огромный маркетинговый потенциал, позволяющий привлечь к себе новых потребителей и нишевых клиентов, требующих товары «не как у всех».
Информатизация процессов разработки и моделирования свойств новых продуктов, разработки технологии производства заметно снижает стоимость ввода новой продукции и сокращает сроки. В конце концов выиграет тот, кто точно нацелит автоматизацию на своем предприятии на мгновенное реагирование на изменения потребностей рынка.
Павел Боровков, генеральный менеджер проектов группы компаний «Инталев»:
При решении задач оптимизации ассортимента и выхода на новые рынки наиболее полезными из бизнес-приложений можно назвать блоки финансового управления и CRM. Первые, помимо классического управления ликвидностью и капитализацией компании, позволяют анализировать выпускаемую продукцию на предмет удельной рентабельности в разрезах номенклатуры, видов сырья и полуфабрикатов, заказов и т.д., разделять материальную и трудовую составляющие себестоимости, что дает менеджерам инструмент для выбора наиболее эффективных продуктов.
Вторые же нацелены на сбор, анализ и оперативное предоставление компании информации о потребителях продукции и их предпочтениях. Иногда они даже позволяют моделировать совершенно новые рынки, так что предприятия, использующие CRM, всегда на шаг опережают своих конкурентов по продаже и освоению новых рыночных сегментов.
Геннадий Градов, руководитель управления бизнес-консалтинга компании «РДТех»:
В современных условиях предприятиям требуется высокая мобильность, способность быстро и эффективно вносить изменения не только в технологический цикл изготовления изделия, но и в само изделие, сохраняя при этом высокое качество продукции. Производственный процесс на таких предприятиях должен обладать способностью к быстрой и экономичной перестройке, чтобы постоянно обеспечивать производство изделий различной серийности, в том числе небольших партий изделий на заказ. Современные подсистемы «Производство» ERP-решений поддерживают все типы производства (в том числе и непрерывное) и их сочетания (включая изготовление на склад, изготовление на заказ, сборку на заказ, конструирование на заказ) и приспособлены к решению стратегических задач развития производства. Таким образом, подсистемы готовы учитывать любую стратегию управления производством, позволяют изменять стратегию номенклатуры выпуска, не требуя при этом модификации или переустановки системы управления производством. Используя современные методы маркетинговой политики и CRM-системы, можно успешно завоевывать новые сегменты рынка.