Не хлебом единым
Удержание квалифицированных ИТ-сотрудников продолжает оставаться головной болью для руководства компаний. По данным Robert Half Technology, главными мероприятиями при обеспечении долгосрочной лояльности сотрудников становятся не только увеличение заработной платы, но и тренинги по повышению квалификации, а также возможность гибкого рабочего графика. Как показал проведенный опрос, в 27% компаний фокусируются на финансовых вопросах, 20% — на предоставлении возможностей профессионального развития, а 31% — на обеспечении баланса между личной жизнью и работой, главной частью чего является гибкий рабочий график. Другими распространенными средствами являются удаленная работа и предоставление дополнительных отпусков. Как подчеркивают аналитики, привлекательная зарплата всегда была важной частью эффективной программы удержания специалистов, однако это всего лишь один из элементов, который сам по себе не является панацеей. ИТ-профессионалы не меньше денег ценят возможность развиваться и реализовывать свои амбиции.
В одном ряду с бизнес-подразделениями
Как показало исследование, проведенное CIO Magazine, методика возврата инвестиций (return on investment, ROI) в прошедшем году доминировала при принятии ИТ-решений по сравнению с методикой совокупной стоимости владения (total cost of ownership, TCO). По мнению экспертов, используемая методика в первую очередь отражает взгляды на ИТ-департамент изнутри компании. При использовании показателя ROI на равных оцениваются не только затраты, но и ожидаемые эффекты от проекта, а значит, подразумевается, что ИТ могут приносить компании прибыль. В этом случае ИТ-отдел не является центром исключительно затрат и фактически встает в один ряд с бизнес-подразделениями. В целом это отражает находящую признание точку зрения, что ИТ-решения должны приниматься исходя из бизнес-преимуществ, даваемых используемыми технологиями. С этой позиции все предложения ИТ-отдела должны рассматриваться так же, как и любые идеи, направленные на повышение эффективности бизнеса.
Организационные проблемы ВРМ
Для руководства компаний важно увидеть подводные камни проектов по внедрению систем управления бизнес-процессами (business process management, ВРМ), чтобы внедряемые решения не просто работали, а работали хорошо. Как показало исследование Aberdeen Group, главной проблемой является то, что внедрение систем ВРМ — это в меньшей степени технический процесс, в гораздо большей степени требуется работа с людьми и процессами. Основная часть проектов является организационной, и именно на ней спотыкаются многие компании. Организационными стали и две главные названные компаниями проблемы: обоснование инвестиций в ВРМ и сложности в достижении необходимого уровня сотрудничества с бизнес-специалистами. Во многом это происходит из-за того, что зачастую у таких проектов не бывает бизнес-спонсора из числа топ-менеджеров. Несмотря на недостаточную поддержку, компании решаются на проект, и неудивительно, что большая их часть оказываются проваленными. Лишь четверть проектов имеют поддержку топ-менеджеров, заинтересованных во внедрении ВРМ, а 40% вообще не имеют спонсора проекта. Кроме того, лишь в 15% случаев проект имеет четко определенные цели и задачи.
Ложная безопасность
Более четверти компаний за последнее пятилетие испытывали на себе последствия технологических катастроф, но для ИТ-руководителей по-прежнему представляет большую проблему обоснование необходимости инвестиций в системы восстановления после критических сбоев. По мнению аналитиков Forrester, при этом следует объяснять топ-менеджменту, что применяемые решения способны не просто служить «страховым полисом» на случай катастрофы, но и повысить повседневную операционную эффективность. Практически любой ИТ-профессионал прекрасно осознает уязвимость ИТ-систем и готов предпринимать меры по их устранению. Однако для обеспечения необходимого финансирования со стороны бизнеса требуются обоснования в терминах возврата инвестиций. Многие руководители испытывают ложное чувство защищенности, решив проблемы, связанные с природными катаклизмами. Тем не менее большинство катастроф происходят отнюдь не по причине природных явлений, напоминают аналитики. Например, 42% респондентов в качестве основной угрозы называют отключение электроэнергии, 32% — поломку оборудования, а 21% — сетевые проблемы. По сути восстановление после катастроф можно причислить к конкурентным преимуществам, и это необходимо донести до руководителей компаний.