В скором времени на российский рынок планирует выйти ряд мощных международных логистических операторов. Что смогут противопоставить им отечественные компании (в том числе в области ИТ)? Сумеют ли они обеспечить конкурентоспособность в условиях вхождения Р
Александр Рахманов, директор департамента логистики компании «Корус Консалтинг»:
Российские логистические операторы в целом используют те же бизнес-процессы, что и их конкуренты во всем мире. Однако международные компании на порядок опережают российские по уровню ИТ-поддержки бизнеса и имеют опыт работы на высокоавтоматизированных (механизированных) складах и транспортных парках. В большинстве международных компаний внедрены мощные системы управления складами, работает новейшее ИТ-оборудование с использованием RFID, систем «визуальной» комплектации pick-to-light и голосовых систем поддержки комплектовщика pick-by-voice. В области транспортной логистики компании задействуют решения, позволяющие с высокой точностью отслеживать месторасположение груза. Российские компании только начинают осваивать эти технологии.
Вместе с тем мировые гиганты, как правило, обладают большой инертностью. Зачастую крупные международные компании, внедрив информационную систему, «останавливаются» на ней на длительный срок. Чтобы масштабировать ее на весь бизнес, расширить географический охват или модернизировать, требуется много времени и усилий. Российские компании более мобильны в этом смысле. Именно динамичность их развития позволяет в сжатые сроки внедрять новейшие ИТ и соответствовать меняющимся требованиям рынка.
Кроме того, российские компании имеют возможность внедрить самые новаторские разработки в области ИТ, поскольку не отягощены грузом унаследованных приложений. Если российские компании не упустят момент и быстро приведут бизнес-процессы и уровень автоматизации в соответствие с мировыми требованиями, у них есть все шансы успешно конкурировать с лидерами этого рынка.
Петр Глебовский, руководитель аналитического отдела компании Professional Business Systems:
Любой крупный международный логистический оператор, кроме современных систем управления складами, обладает еще и автоматизированной транспортной инфраструктурой и фактически работает в режиме управления цепочками
поставок (SCM). Этим международные компании выгодно отличаются от большинства российских операторов, которые пока сосредоточены только на управлении складами и представляют собой сеть из узлов, не имеющих постоянных и надежных связей. В России цепочки поставок в основном еще только формируются.
Российским операторам следует сосредоточиться на построении связей: на управлении транспортной логистикой и снижении затрат на транспортировку и обработку за счет повышения качества управления с помощью специализированного программного обеспечения. В свою очередь, российские разработчики ПО готовы предложить конкурентоспособные продукты для решения задач компаний-операторов.
Максим Барашев, руководитель департамента логистики компании SystemGroup:
Сегодня все крупнейшие западные игроки логистического рынка уже работают на территории России самостоятельно или через своих представителей. Большинство компаний этого сегмента используют ИТ-решения, поставляемые и поддерживаемые местными интеграторами. Любая компания стремится добиться большей эффективности при меньших затратах, а такие системы требуют оперативной технической поддержки и сервиса. Привлечение иностранных специалистов в Россию либо осуществление технической поддержки за рубежом значительно увеличило бы расходы на обслуживание систем. Таким образом, с точки зрения программно-аппаратного комплекса, поддерживающего данную сферу бизнеса, западные операторы находятся в тех же условиях, что и прочие участники этого рынка в России.
В данный момент основная тенденция на российском логистическом рынке — обеспечение высокой скорости и мобильности сбора, обработки и передачи данных. Усилия компаний-операторов направлены на оснащение соответствующим оборудованием и программным обеспечением своих представителей (особенно в отдаленных регионах) и на интеграцию данного оборудования и ПО со своей информационной системой.
Полина Петруша, руководитель группы маркетинга компании Digital Design:
Международные логистические операторы являются лидерами по внедрению мощнейших ИТ-комплексов, включающих в себя системы ERP, WMS, SCM, специализированные логистические BI-системы, а также CRM и более мелкие учетные системы. Российские операторы только начинают переходить от «кусочной» автоматизации к созданию единой информационной среды компании. На данном этапе лидирует внедрение систем ERP и WMS.
Помимо прессинга со стороны западных конкурентов, над российскими логистическими операторами нависла угроза со стороны торговых сетей, которые создают собственные распределительные центры, беря при этом за основу лучшие международные образцы и ИТ-решения.
У российских операторов есть существенные преимущества перед западными компаниями: умение работать с отечественными таможенными схемами и наличие в России сети филиалов и офисов. Оптимизировав бизнес-процессы и поддержав их соответствующими ИТ-решениями, компании смогут конкурировать с мировыми операторами как минимум в доставке грузов на территории России и в странах Азии, в первую очередь при работе с Китаем.
Александр Усов, директор компании ant Technologies:
Дефицит складских площадей и предложения качественных услуг на российском логистическом рынке дает основания утверждать, что приход иностранных операторов вряд ли изменит или усилит конкуренцию в ближайшие несколько лет. Сегодня логистический бизнес растет высокими темпами — более 30% в год.
Уже сейчас многие иностранные компании выступают в роли соинвесторов российских логистических проектов. Динамика этих проектов подтверждает, что вряд ли можно ожидать серьезной конкуренции со стороны иностранных логистических операторов в ближайшие два-три года. Иностранные логистические операторы, планирующие прийти в Россию, в первую очередь будут предоставлять услуги своим корпоративным клиентам, которые успешно обслуживаются этими операторами на Западе и активно выходят на российский рынок.
Кирилл Синицын, технический директор группы компаний Ansoft:
Внедрение новейших ИТ для российских логистических компаний — это не столько дополнительный инструмент повышения эффективности складских и логистических операций, сколько непременное условие выживания при возрастающей конкуренции. Не секрет, что в России развитие знаний в области логистики находится на начальной стадии, и игроки международных рынков, где внедрение систем WMS и SCM уже давно воспринимается как закономерный и естественный процесс, имеют неоспоримые конкурентные преимущества перед отечественными компаниями.
Развитие транспортной сети, строительство складских комплексов, техническая модернизация — задачи важнейшие, но не базовые для российских компаний. Сейчас главная задача российских операторов — провести тщательный анализ текущей деятельности и разработать для себя детальную стратегию развития. Это поможет с выбором необходимых информационных систем. Только технологии, соответствующие задачам конкретного бизнеса, могут принести предприятию наиболее быструю отдачу и ощутимые конкурентные преимущества.
Дмитрий Филатов, начальник отдела бизнес-анализа компании R-ID:
Передовые российские логистические операторы на данный момент уже имеют или планируют создать сеть логистических центров. Каждый такой центр оснащается современной ИТ-инфраструктурой.
Выбирая систему WMS, российские операторы рассматривают продукты, входящие в первую пятерку мирового рейтинга. Эти системы отвечают современным требованиям как к организации бизнес-процессов внутри складского комплекса, так и к ИТ-поддержке услуг, оказываемых за стенами склада: управление транспортной площадкой, доставкой, взаимодействием с поставщиками, клиентами и т.п. Ведущие международные логистические операторы используют эти же системы. С точки зрения ИТ я не вижу разницы в уровне готовности российских и международных операторов.
Но международные операторы к настоящему времени успели освоить больше возможностей логистического центра — при необходимости эффективно используются конвейерные линии, RFID, предоставляются дополнительные услуги по обработке товара, управлению доставкой и т.п. Российские операторы могут быстро освоить эти возможности, как только в этом появится потребность у их клиентов (или если эта потребность будет сформирована вышедшими на рынок международными операторами).