Подсчитано, что 1% логистических издержек дает увеличение объема продаж на 10%.
В настоящее время рынок транспортно-логистических услуг интенсивно развивается, и его пока нельзя считать насыщенным. Эксперты оценили его емкость в 2006 году в 70—80 млрд. долл., а его потенциал в настоящее время — в 100—120 млрд. долл. Активный рост обусловлен развитием и расширением торговли и промышленного производства в отдельных отраслях, а также повышением инвестиционной активности российских компаний. Многие компании переоценивают свою рыночную стратегию с учетом потребности в управлении цепочками поставок.
По оценкам РБК, среднегодовые темпы роста рынка в России с 2006 до 2012 года составят примерно 10%. Ожидается, что структура рынка изменится из-за неравномерности развития отдельных сегментов и, прежде всего, высоких темпов роста предложения складских и управленческих услуг. «В ближайшие два года рынок более четко сегментируется и стабилизируется», — считает Ольга Петрова, начальник отдела маркетинга и PR компании «ЮниТранс Логистик». При этом экспедирование грузов будет расти в соответствии с общим темпом роста, темпы роста грузоперевозок транспортными организациями несколько снизятся — до 5% в год. Исключение составят контейнерные перевозки — их среднегодовой рост составит около 20%.
Перевозка грузов транспортными компаниями занимает около трети объема оказываемых компаниями рынка услуг, причем доля РЖД составляет 85%. Наиболее высокие темпы роста — около 30% в год — ожидаются в сегменте комплексной логистики (хранение и дистрибуция товаров), что связано с существенным превышением спроса над предложением и перспективами масштабного строительства современных складских комплексов, так как, по данным компании Knight Frank Research, еще в 2006 году почти половина (45,3%) складов была передана в управление логистическим операторам. В последнее время появились и активно развиваются сетевые проекты, существенно вырос интерес иностранных инвесторов к российскому рынку складской недвижимости.
На транспортно-логистическом рынке присутствуют в основном крупные компании, тем не менее число небольших транспортно-экспедиционных компаний непрерывно растет, особенно в регионах. На долю двадцати ведущих компаний приходится около трети рынка без учета РЖД и около 9% совокупного объема рынка России, что свидетельствует о достаточно высокой конкуренции на рынке. В первую двадцатку игроков наряду с российскими компаниями входят несколько зарубежных логистических операторов, выступающих в роли третьей стороны (Third Party Logistics, 3PL), но по объему выручки лидируют российские транспортные холдинги, расширяющие сферу своей деятельности за счет создания (или приобретения) специализированных подразделений, работающих в сегменте 3PL. Примечательно, что некоторые региональные компании не уступают многим компаниям Московского региона и Санкт-Петербурга, и тенденция рынка такова, что основное развитие в ближайшие годы будет осуществляться за счет экспансии в регионы. Наибольшей известностью на рынке пользуются Национальная логистическая компания, группы компаний «Армадилло», «ФМ Ложистик», «Русская логистическая служба», компании STS Logistics, AsstrA Associated Traffic, Технологистическая компания «Томилино», «Авалон Логистикс», Мультимодальная транспортная компания «ЮниТранс», «Ниеншанц-Логистик», «Ревико-Руссия».
Потребности
Перед компаниями транспортной и складской логистики стоят самые разнообразные задачи. Наиболее востребованными среди бизнес-приложений сегодня являются системы управления складами (WMS) и транспортным хозяйством (TMS), которые предоставляют возможность настроиться на процессы клиентов. При выборе систем WMS и TMS основным является вопрос о том, внедрять ли специализированный продукт или использовать соответствующий функционал из состава интегрированных информационных систем. В последнее время прослеживается тенденция предпочтения комплексного функционала и стандартных решений.
Компаниям также нужны системы, позволяющие осуществить оптимизационное моделирование цепочки поставок. Перспективными признаются решения, построенные на базе транзакционной и аналитической систем, так как для эффективного использования аналитических продуктов необходимо накопление значительного объема информации, которую в свою очередь могут предоставить транзакционные системы учета. Интеграция между ними позволяет создать инструмент, способный не только управлять хозяйственными операциями в логистической цепочке, но и проводить глубокий анализ оптимальности используемых моделей и находить эффективное решение возникающих проблем. Это, а также построение сетей и экспансия в регионы требуют развития систем хранения данных, построения центров обработки данных. Кроме того, компаниям нужны биллинг услуг и возможность отслеживать грузы в пути.
Обеспечить конкурентные преимущества, по мнению участников рынка, сегодня могут системы BI, CRM, SCM, системы управления информационными ресурсами, интеграция приложений, а также беспроводные технологии и увеличение пропускной способности каналов связи.
Не просто склад
Все более востребованными становятся высокотехнологичные склады классов А или В. В Московском регионе, на который приходится около 60% рынка складских услуг, доля складов классов А и В уже составляет почти две трети от общего количества. Девелоперы (собственники складских объектов, предоставляющие помещения в аренду и не оказывающие никаких услуг по обработке и транспортировке грузов), которые еще пару лет назад успешно сдавали необорудованные складские площади, сейчас испытывают серьезные трудности. Примечательно, что логистические компании в основном не строят собственные склады, а девелоперы не развивают собственную логистику, как это бывало раньше. Причина кроется в том, что рынки недвижимости и услуг имеют разные законы, организационные структуры и системы менеджмента. По данным КИА-центра, клиентами девелоперов являются логистические операторы (70%), торговые компании (25%), производственные компании (5%), а клиентами логистических провайдеров — только торговые компании. Кроме того, наблюдается переход недвижимости в собственность финансовых групп, и чем дальше, тем активнее складские комплексы будут покупаться и перепродаваться.
Следует отметить, что складские площади, на которых работают складские операторы, в несколько раз превышают размеры складских площадей постоянно растущих транспортно-экспедиторских компаний.
Повышение «классности» складов требует выстраивания четких бизнес-процессов и их поддержки с использованием соответствующих ИТ-решений, зависимость от которых в результате очень велика. Связано это с тем, что 3PL-операторы, а также компании, предоставляющие услуги интегрированной логистики (Fourth Party Logistics, 4PL), не только перемещают грузы, но и занимаются сводным планированием. Опираясь на знание ресурсов и возможностей как продавца, так и производителя, такие операторы могут предоставлять консалтинговый сервис по управлению запасами, в какой-то мере претендуя на роль фактических владельцев логистической цепи. И если 3PL-оператор еще может ассоциироваться только с WMS-системой, то набор функций 4PL-оператора лежит уже в области охвата ERP-систем. В связи с этим ожидается рост инвестиций в информационные технологии, обеспечивающие эффективное функционирование компаний.
Темпы роста рынка WMS ежегодно увеличиваются примерно на 50%. Упоминаются следующие зарубежные и российские решения разного уровня: SAP LES, Oracle Warehouse Management, WarehouseManager компании Swisslog, Manhattan Associates WMS, Exceed WMS (Infor WM NG) компании SSA Global, Logistic Vision Suite компании Mantis, Solvo.WMS компании «Солво», CoreWMS компании CorePartners, Radio Beаcon WMS компании Accellos, Qguar компании Quantum, «SV:Склад» компании «Бизнес Консалтинг Групп», «Фолио WinСклад», «1С: Торговля и Склад», «БУХта: Складской Комплекс», а также решения на базе таких популярных прикладных платформ, как «1С: Предприятие» и Microsoft Dynamics. При этом от комплексных систем требуются все необходимые средства управления запасами на складе, эффективный инструментарий формирования счетов, встроенная поддержка документооборота, маркировки, штрихового кодирования, RFID, а также легко настраиваемые инструменты отчетности.
Транспорт
Комплексные TMS-системы автоматизируют управление грузоперевозками, расчет и контроль задолженностей, поддерживают мониторинг движения грузов и автотранспорта, автоматизируют документооборот предприятия, управленческий учет, управление контрактами, ресурсами предприятия. В их состав также могут входить блок анализа финансово-экономического состояния и мониторинга деятельности предприятия, OLAP-анализ и удаленное управление через мобильные компьютеры и Internet-терминалы.
При выборе TMS-системы необходимо найти баланс между стоимостью внедрения решения и его функциональностью, используемыми инновационными технологиями. Согласно исследованию Gartner, в ближайшие пять лет ежегодные темпы роста рынка TMS-систем составят около 10%. При этом на рынке в 2006 году существовало всего два безусловных лидера — компания i2 и корпорация Oracle с ее решением Oracle Transportation Management (ранее G-Log). Из других игроков мирового рынка упоминаются Manugistics (входит в состав JDA), Manhattan Associates, SAP, Sterling Commerce, а также One Network Еnterprises, SSA Global, Logisty, LeanLogistics, HighJump Software (группа компаний 3M), GXS, Inovis и E2open. Российские транспортно-экспедиционные компании используют в основном собственные разработки или разработку на базе учетных систем.
Технологии
Наибольший интерес сегодня вызывают возможности RFID — технологии радиочастотной идентификации, которая позволяет проследить, рассортировать и обнаружить неограниченное количество предметов, включая людей, транспортные средства, одежду, контейнеры, транспортную тару и поддоны. Технология наглядно демонстрирует экономическую эффективность, хотя предприятий, внедривших ее, не много. Связано это с тем, что для ее внедрения необходимо максимально упорядочить, оптимизировать и сделать прозрачными те процессы, в сферу юрисдикции которых попадает внедрение RFID, увеличить зону приемки или дополнительно выделить зону маркировки, четко выполнять инструкции. Еще одна проблема, которую придется решать, — интеграция RFID-систем, учет специфики оборудования. И еще одна технология, внедрение которой грядет на российском логистическом рынке в 2008 году, — голосовое управление на базе Pick-by-Voice, упрощающее работу складских операторов, например, при формировании заказа или подборе.
Лучший способ получить выгоду от новых технологий — оценить целесообразность их использования. Лучшим экспертом в этом вопросе будет бизнес.
История вопроса
Сегодня в поле зрения логистики в широком смысле находятся вопросы управления движением материального, финансового, документального и информационного потоков. Но так было не всегда. Довольно долго, со времен Византийской империи логистика существовала и развивалась как военная наука — наука управления войсками и их обеспечением. Особенно она оказалась востребована во время Второй мировой войны, когда государствам приходилось решать вопросы снабжения своих армий на чужих территориях. Именно в это время логистика стала возвращаться в экономику, как это было в Древней Греции, в которой, по упоминаниям Архимеда, существовало десять высших чиновников-логистов, курировавших финансы, торговую и хозяйственную деятельность государства.
Логистика возникает, когда между поставщиком и потребителем появляются посредники и нужно интегрировать все потоки в единую цепочку, то есть возникает потребность в управлении цепочками поставок. Эти цепочки могут быть достаточно сложными, как, например, при мультимодальных перевозках, которые осуществляются несколькими видами транспорта с использованием промежуточных складов хранения. В рамках же одного предприятия в функции логистики входит контроль затрат предприятия на всех этапах жизнедеятельности и их оптимизация. Только издержки по доставке составляют более 40% всех издержек обращения.
Чаще всего логистику рассматривают как подход к управлению складом и транспортом предприятия. Проблему организации бизнес-процессов складирования и транспортировки компании решают исходя из своих потребностей и возможностей. Даже крупные розничные сети расходятся во мнении, какой подход более выгоден — часть компаний формирует собственные структуры, строит склады, часть передает эти бизнес-процессы в аутсорсинг 3PL-провайдерам, транспортно-экспедиторским компаниям или складским операторам.