Определение местоположения человека или объекта станет важной частью мобильного бизнеса, уверены аналитики. В ближайшие несколько лет мобильная бизнес-деятельность будет в той или иной форме пользоваться услугами по определению местоположения.
Эксперты компании Frost & Sullivan прогнозируют, что в США в ближайшие два года будет наблюдаться взрывной рост рынка услуг по определению местонахождения объектов: в 2006 году этот рынок составлял 208 млн. долл., в 2007-м должен превысить 600 млн. долл., а к концу 2008 года рынок достигнет 1,3 млрд. долл. В связи с таким ростом спроса вполне логичен интерес к этому рынку операторов беспроводной связи: с недавнего времени услуги GPS предоставляют очень многие компании.
Хотя данная технология и вызывает протесты сторонников неприкосновенности права человека на личную жизнь, ее потенциальная польза для бизнеса неоспорима. В авангарде использования средств навигации идут компании, занимающиеся предоставлением транспортных услуг. Именно в этой сфере преимущества контроля местоположения мобильных объектов наиболее очевидны.
Пожалуй, ярче всего эти преимущества наблюдаются в таксомоторной отрасли. Здесь эффективность работы компании напрямую зависит от порядочности и дисциплинированности водителей. Средства контроля за их действиями в данном случае особенно эффективны.
Цена и качество
В настоящее время действуют несколько видов таксомоторных компаний. Обычные диспетчерские работают с частными водителями, продавая им заказы. Существуют компании без диспетчерских, покупающие заказы у других организаций. Есть и более крупные компании, у которых присутствуют оба этих направления деятельности.
Компания «Центральное бюро заказов такси» — наследница известной с советских времен службы заказа такси, которая объединяла все таксомоторные парки. Эту диспетчерскую в свое время приобрели частные лица, оснастили парком из 200 автомобилей Ford Focus и превратили в полноценную таксомоторную компанию.
«Конкурировать с мелкими компаниями и частниками, профессионально занимающимися извозом, очень трудно», — признает Денис Огнев, директор компании “Центральное бюро заказов такси”. — Сумасшедшая конкуренция обусловлена простотой бизнеса и низким порогом входа.
Тем не менее частники, которых клиенты «ловят» прямо на улице, вытесняются с рынка. На улице становится все меньше «голосующих» людей. Полностью они никогда не исчезнут, но как массовое явление, наблюдавшееся несколько лет назад, постепенно исчезают. Вместе с тем рынок пассажирских перевозок растет и заметной тенденцией стало возникновение на волне этого роста большого числа мелких компаний. Конкурировать с ними можно либо за счет размеров (для охвата Москвы необходимо не менее 200 машин), либо за счет оптимизации своей деятельности.
Рация в кабине водителя, пожалуй, главная наравне с таксометром («счетчиком») деталь, с которой у большинства людей исторически ассоциируется такси. То, что все машины должны быть радиофицированы, очевидно — это базовая часть инфраструктуры таксомоторной компании.
Существует два решения этой задачи. Первое, более сложное: помимо радиостанций, покупать собственные частоты, ретрансляторы, согласовывать места их установки — в общем, налаживать взаимодействие своими силами. Более распространен второй путь — сотрудничество с транкинговыми компаниями. В этом случае покупаются только радиостанции (транкинговым компаниям перечисляется ежемесячная плата за право пользования радиостанцией). Компаний, предоставляющих такие услуги, довольно много.
В «Центральном бюро заказов такси» выбрали решение, несколько отличающееся от обычных радиостанций. Компания использует радиотелефонную сеть «Рус-Алтай» —– решение, предлагаемое группой компаний АСВТ. Выбор был сделан в первую очередь по ценовому критерию, однако вопрос качества услуг был также важен. На рынке много не только поставщиков услуг связи, но и их потребителей, и некоторые компании не в состоянии справиться с обслуживанием своей клиентской базы. У АСВТ критический объем клиентов еще не достигнут.
«На самом деле система “РусАлтай” не предназначена для традиционной работы такси», — поясняет Огнев. Это не рации в чистом виде, а телефоны. Работа на этом оборудовании имеет свою специфику: для группового вызова необходимо набирать определенный номер, а не нажимать тангетку. Таким образом, сам процесс происходит несколько дольше. Однако в качестве компенсации за это неудобство диспетчер получает возможность непосредственной связи с отдельным водителем, что невозможно в радиосети.
В поисках дисциплины
Основная проблема таксомоторных компаний заключается в кадровом дефиците: профессиональные таксисты просто исчезли. Эта специальность с середины 90-х годов ушла в прошлое вместе с развалом системы таксомоторных парков в Москве, что обеспечило головную боль руководству компаний. Рынок растет, но водителей, хорошо знающих город, очень мало. Прямым следствием проблем с подбором кадров является снижение их качества, особенно в плане добросовестности. По сути это означает регулярную необходимость поиска своих машин. Для этого и нужны средства GPS.
Данная технология способна выполнять две функции: обеспечить возможность найти свою машину в случае ее выхода из-под контроля, а также улучшить логистику.
Для сбора и анализа информации компания использует навигационную систему «Логистик», разработанную НПЦ «Талисман». Как отмечает Огнев, это решение обладает вполне достаточной функциональностью и в то же время значительно дешевле прочих аналогов.
Техническая реализация системы довольна проста: автомобили оснащаются GPS-приемниками, в которые устанавливаются SIM-карты. Приемники получают со спутников информацию о координатах автомобилей и через GPRS передают их в диспетчерские центры, где она сохраняется для последующего анализа в СУБД Interbase. Собранные данные можно использовать различным образом: отображать местоположение объектов, вести учет состояния объектов, подсчитывать статистику движения. Подсистема анализа позволяет не только выдавать сигналы и справочную информацию диспетчеру, но и оказывать активные воздействия на объекты (например, блокировать двигатель). Таким образом автомашины оказываются под полным контролем из центра.
На данный момент главная цель использования решения заключается именно в контроле водителей. «Система отслеживает перемещение транспорта, давая нам возможность управлять водителями. У них больше нет возможности в рабочее время уклониться от выполнения своих обязанностей или взять “левый” заказ», — подчеркивает Огнев. Система показывает перемещение машин на карте Москвы в режиме реального времени. По каждой из машин накапливается статистика: пройденный путь, совершенные остановки и время стоянок, расход топлива, превышение скорости движения.
Контроль с перспективой развития
Возможности системы, связанные с оптимизацией транспорта, также очень интересны руководству компании. Когда все транспортные средства отображены на карте, вполне логично передать конкретный заказ водителю машины, которая в данный момент находится ближе всего к клиенту. Это позволяет сократить сроки подачи такси и уменьшить их холостой пробег — оба этих фактора имеют очевидную выгоду.
В настоящее время заказы передаются водителям в добровольно-принудительном порядке: пул заказов выдается в эфир, и водители сами их разбирают, принудительно раздаются лишь заказы, оставшиеся невостребованными. Таким образом, «предпочтительный» (с точки зрения местоположения) водитель может не услышать или по личным соображениям не захотеть взять заказ. В случае автоматизации распределения заказов появится возможность персонального доведения заказов до водителей.
Чтобы эффективно использовать технологию GPS с точки зрения логистики, необходимо оборудовать датчиками все машины. Пока же оборудована лишь часть парка. «Автоматизация с использованием GPS-устройств обходится в достаточно серьезную сумму — около 15 тыс. рублей на каждый автомобиль», — сетует Огнев. Тем не менее, в течение года автоматизация будет завершена. Поставленные на машины GPS-навигаторы окупаются уже только за счет снижения процента брака и ошибок в действиях водителей.
Однако у проблемы повышения качества работы есть и обратная сторона: водителей, чья оплата труда традиционно определяется в процентах от выполненных заказов, труднее заставить работать на таких условиях. Контролирующая система влияет на мотивацию водителей только в негативную сторону: они могут получить либо штраф, либо увольнение — никаких поощрений не предусмотрено. Конечно, некоторые сотрудники такой подход не одобряют и работать в условиях автоматизированного контроля не хотят. Многие кандидаты, услышав об этом на собеседовании, сразу отказываются от работы. Между тем есть весьма квалифицированные и порядочные водители, которые просто не привыкли к работе под полным контролем, признает Огнев. «Как бы там ни было, из двух зол необходимо выбирать меньшее», — добавляет он. В самом деле, потери от бесконтрольной работы водителей оказываются гораздо более значительными для компании.
Хотя эффект от использования средств GPS очевиден, в России они пока не слишком распространены — эти технологии довольно дороги. Еще год назад многие компании просто не могли их себе позволить. Сейчас падает цена и на оборудование, и на связь. Контроль за мобильными объектами становится более доступным, и руководители компаний начинают задумываться о его применении.