Управлять многомиллионным мегаполисом без опоры на актуальную, объективную и достоверную информацию практически невозможно. Именно этим объясняется то пристальное внимание, которое Правительство Москвы уделяет вопросам информатизации.
Алексей Михайлов
Возраст: 51 год
Образование:
Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, физико-математический факультет. Кандидат физико-математических наук. Лауреат премии Правительства РФ 2004 года в области науки и техники
Послужной список последних лет:
2004 — настоящее время
Управление информатизации города Москвы, начальник управления
1992 — 2004
Информационно-технологический центр Мэрии Москвы, начальник центра
На протяжении последних четырех лет все, что происходит в Москве в области информатизации, непосредственным образом связано с городской целевой программой «Электронная Москва». В рамках этой программы реализуется комплекс мероприятий, направленных на создание, развитие и внедрение ИТ для поддержания различных сторон жизнедеятельности города, автоматизации органов городского управления и развития в Москве телекоммуникационной среды.
В период реализации первого этапа программы в 2003—2007 годах были созданы или модернизированы важнейшие системы, принят ряд принципиальных решений в области информатизации города, накоплен опыт для постановки задач следующего этапа развития.
В рамках второго этапа ГЦП «Электронная Москва» на 2008—2010 годы намечено продолжить развитие и совершенствование информационных систем города на основе накопленного опыта, выработанных принципов и подходов к их проектированию, созданию и эксплуатации. Основной принцип при формировании пакета проектов ГЦП «Электронная Москва — 2» — сервис-ориентированный подход, основанный на анализе востребованности проектов для обеспечения жизнедеятельности города в целом, информатизации органов городской администрации и формирования городской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
ГЦП «Электронная Москва — 2» продолжит устранение недостатков, свойственных многом информационно-телекоммуникационным инфраструктурам, которые создавались десятилетиями. Среди них — устаревшие технологии, слабое информационное взаимодействие различных ведомственных систем, отсутствие эффективного мониторинга и управления инфраструктурой, а также слабо автоматизированный учет парка оборудования и программного обеспечения, отсутствие единых политик администрирования и информационной безопасности, неразвитые методики оценки востребованности приложений и сервисов, большие усилия и затраты на создание и развертывание новых систем и ряд других.
Предпосылки к созданию программы
К 2003 году стало ясно, что информатизация органов власти и городских организаций находится в сложном состоянии: ведомственный подход к проектированию информационных систем, недостаток регламентирующих документов и должной координации работ привели к созданию множества несовместимых между собой информационных систем и ресурсов. Типичная ситуация того времени — когда на средства из разных источников финансирования, по разным планам создавались системы со схожими или дублирующими друг друга функциями, построенные на аппаратных и программных платформах, относящихся к разным типам и поколениям, несовместимые по идеологии построения. Данная ситуация нашла отражение в законе города Москвы «О городской целевой программе “Электронная Москва”».
Программа позволила полностью реорганизовать систему управления информатизацией в городе: появились координационный совет, возглавляемый мэром, государственный заказчик-координатор программы — управление информатизации города Москвы, а также совет главных конструкторов программы.
Первые ошибки и корректировка курса
Работа пошла, но, как это часто бывает, инерцию прежнего мышления и устоявшихся подходов удалось преодолеть не сразу. Планы работ на 2003 и 2004 годы все еще несли сильный отпечаток традиционного ведомственного подхода: выбор мелких тем, отсутствие внутренней связности разработок, ориентация скорее на отчеты, а не на реально востребованный результат.
Летом 2005 года правительство города приняло принципиальное решение перейти от ведомственного принципа формирования программы к проектно-ориентированному, поменяв всю структуру ежегодных планов программы. Это был достаточно революционный шаг, и не все восприняли его однозначно, сказались интересы ведомственного подхода и лоббирования, однако мэр города проявил твердость в поддержке этой принципиальной позиции управления.
Следствием перехода на проектно-ориентированный принцип стало повышение целевой ориентации и ясности ежегодных планов ГЦП — удалось постепенно уменьшить количество второстепенных проектов, устранить все мелкие, узковедомственные и маловостребованные задачи и особо выделить принципиально важные, обозначить взаимосвязи между ними и определить последовательность выполнения работ.
Расстановка приоритетов
В ходе проектно-ориентированного анализа внутри основных направлений работ был определен ряд ключевых, системообразующих проектов, наиболее приоритетных для города.
Первое и основное направление — обеспечение жизнедеятельности города, оно охватывает сферы безопасности, социального обеспечения, здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и, что очень важно, оказания государственных услуг населению и организациям (проект «Одно окно» рассматривается как стратегически важный для развития административной реформы в городе).
Второе направление — автоматизация органов городской власти, необходимая для эффективного выполнения их функций. Здесь тоже удалось выделить приоритеты: управление бюджетом города, система обеспечения конкурсов и торгов по горзаказу, учет и управление городским имуществом, планирование развития города, формирование единой системы электронного документооборота для эффективного контроля за выполнением на всех уровнях принимаемых решений.
Третье направление, которое рассматривается как обеспечивающее, — создание технологических систем, нужных для того, чтобы реализовать на должном уровне первые два направления. К этим системам отнесены вся инфраструктура (локальные сети, серверы, базисное программное обеспечение), а также система мониторинга и управления инфраструктурой. Особенно важна телекоммуникационная составляющая: Правительство Москвы создало единую городскую мультисервисную транспортную сеть, посредством которой передаются данные с видеокамер, установленных на улицах, площадях и в подъездах, с датчиков диспетчеризации инженерных систем и приборов учета коммунальных ресурсов в домах. На этой же сети базируются современные системы передачи данных, корпоративной телефонии, аудио- и видеоконференцсвязи, которые обеспечивают слаженную работу всех органов власти.
Управление программой
Наиболее важные вопросы, касающиеся развития ИТ в структурах города, как отмечено выше, решает координационный совет — коллективный орган. В его полномочия входят определение приоритетов в области информатизации, постановка задач и пр. Возглавляет координационный совет мэр Москвы Юрий Лужков, именно он ставит ключевые задачи и определяет приоритетность их реализации.
В рамках структуры ГЦП действует созданное в 2003 году управление информатизации — орган административного управления, бюджетного и технического планирования и контроля. «Это чисто “бюрократическая”, управленческая ИТ-служба, — поясняет Алексей Михайлов, начальник управления информатизации города Москвы. — Структура численностью в 40 человек не может технологически обслуживать весь мегаполис. Мы не занимаемся разработкой систем, их эксплуатацией. Эти функции выполняют специализированные органы — как городские организации, так и коммерческие предприятия. Наши главные задачи — планирование, управление портфелем проектов, определение технической политики, контроль соблюдения регламентов и исполнения намеченных работ в области информатизации».
Огромное внимание управление информатизации Москвы уделяет определению и реализации технической политики в отношении ИТ. Данную задачу решает также совет главных конструкторов ГЦП — коллективный орган, состоящий из специалистов в области ИТ-технологий, основная задача которого — технический анализ и экспертиза проектов. Это важно, поскольку городская ИТ-инфраструктура огромна: она разнесена на тысячи площадок, в ее составе имеются сотни различных приложений, тысячи серверов, десятки тысяч телекоммуникационных модулей, сотни тысяч ПК и периферийных устройств. Пользователи ИТ-инфраструктуры — десятки тысяч сотрудников городских учреждений и организаций, работники социальной сферы, учащиеся школ и т.п. Тщательно продуманная техническая политика позволяет повысить управляемость ИТ-систем, находящихся на службе города, и уменьшить эксплуатационные расходы.
Планирование пакета проектов
В том, что касается ИТ, задачи информатизации городских структур определяет, прежде всего, управление информатизации. «Когда ведомства предлагают реализовать какие-либо проекты, мы должны оценить, насколько эти проекты актуальны для самого ведомства, востребованы другими, на какие информационные ресурсы они опираются, как будет обеспечиваться информационное взаимодействие в масштабах города, есть ли достаточные бюджеты на их реализацию.» — рассказывает Михайлов.
В течение длительного времени отбор поступающих заявок проводился административно. Сейчас идет переход к отбору заявок, основанному на анализе определенных критериев.
В качестве приоритетных областей информатизации рассматриваются следующие направления: социальная сфера (соцзащита, здравоохранение, образование); безопасность города; жилищно-коммунальное хозяйство; государственные услуги для населения и организаций; автоматизация органов управления городом; информационная инфраструктура и технологии.
«Естественно, все ведомства стремятся получить больше средств на ИТ. Наша задача — распределить ИТ-бюджет с максимальной пользой для города. Для этого есть определенная процедура: разработан сборник тарифов на различные ИТ-услуги, а также описание инфраструктуры, к которой эти услуги применимы, — отмечает Михайлов. — Поскольку организаций в городе много, мы стремимся максимально автоматизировать процесс анализа заявок на эксплуатацию ИТ-систем. Информация об инфраструктуре и затратах на эксплуатацию включается в паспорта информационных систем. Каждая организация должна вводить в электронном виде информацию в такой паспорт. Основываясь на этой информации, мы можем автоматически рассчитать стоимость эксплуатации как существующей, так и будущей системы. А наша следующая, очень важная задача — автоматизировать описание инфраструктуры, получая данные для паспортов напрямую из системы мониторинга. Таким образом, мы сможем обеспечить прозрачность процедуры планирования затрат на эксплуатацию, основанную на независимости от человеческого фактора и жестком соблюдении принципов и регламентов».
Чтобы сформировать пакеты программ из реально востребованных проектов, применяется методика ранжирования проектов по критериям, с одной стороны — востребованности, с другой — реализуемости и управляемости. Первая группа критериев определяется тем, почему данный проект важен для реализации:
-
выполняется в соответствии с поручениями мэра города;
-
востребованность проекта подтверждена результатами опросов граждан;
-
в пользу проекта высказываются эксперты;
-
охватывает большое количество пользователей;
-
позволит усовершенствовать или создать много услуг;
-
даст возможность создать необходимые городу информационные ресурсы;
-
необходим для реализации других проектов.
Вторая группа критериев отражает то, какие усилия потребуются для реализации проекта и управления им. Она охватывает следующие показатели:
-
число вовлеченных в проект подразделений и организаций;
-
число связей с другими проектами портфеля;
-
формулировку цели проекта;
-
историю реализации аналогов;
-
качество целевых показателей (их ясность и измеримость);
-
зависимость от реализации других проектов;
-
размер бюджета проекта.
Формализованный отбор производится на базе анализа консолидированной оценки (см. рисунок): в первую очередь предпочтение отдается тем проектам, которые имеют высокие показатели востребованности и управляемости (с правого верхнего к нижнему левому углу диаграммы). Проекты отбираются до тех пор, пока совокупная сумма их бюджетов не превысит бюджет, отпущенный на реализацию пакета проектов.
Мониторинг и анализ
Масштаб городской ИТ-инфраструктуры требует внедрения адекватной системы для ее мониторинга и управления.
Развертываемая в городе система мониторинга помогает не только отслеживать работу инфраструктуры и информационных систем и прогнозировать возможные сбои в них, но также контролировать подрядчиков, которые отвечают за эксплуатацию этих систем. Управление информатизации города рассматривает выстраивание системы мониторинга как одну из своих ключевых на сегодняшний день задач.
«Вопрос организации мониторинга востребованности прикладных информационных систем возник примерно три года назад, — рассказывает Михайлов. — Инициатором идеи был мэр города, заявивший о том, что хочет знать, как чиновники города используют их в своей работе. Мэр уверен — профессиональные чиновники должны уметь применять информационные системы в своей деятельности».
В первую очередь система мониторинга была развернута в аппарате Правительства города, где в общей сложности используется несколько десятков приложений. Как выяснилось в ходе мониторинга, самыми востребованными оказались информационно-правовые системы и системы электронного документооборота.
Интересные результаты были получены и в ходе анализа данных о том, что делают пользователи в рабочее время. Например, выяснилось, что отделы, в которых сосредоточены сотрудники, преимущественно вводившие информацию, работали со своими приложениями примерно по четыре часа в день и в среднем лишь по 20 мин. тратили на Internet. Отделы, сотрудники которых по роду своей деятельности использовали введенные данные, тратили на работу с профильными прикладными системами меньше времени, но чаще работали с различными информационными системами.
Система мониторинга помогает не только анализировать работу пользователей и востребованность приложений, но и прогнозировать проблемы, которые могут возникнуть в информационных и вычислительных ресурсах, и выявлять потенциально опасные ситуации. О возможных проблемах система автоматически оповещает ИТ-специалистов.
Еще одна важная задача, которую выполняет система мониторинга, — сбор данных об инфраструктуре ИТ, что помогает проводить инвентаризацию оборудования и программ в организациях города. «Это важно, поскольку в некоторых организациях очень мало специалистов, способных описать конфигурации ИТ-активов, которые находятся у них на балансе, — отмечает Михайлов. — А между тем численность компьютерного и телекоммуникационного оборудования в некоторых таких организациях достигает десятков тысяч единиц. Только автоматический мониторинг позволит нам описать всю эту инфраструктуру и затем на основе этой информации автоматически формировать бюджетные прогнозы на эксплуатацию и развитие систем».
С помощью системы мониторинга должно осуществляться формирование паспортов информационных систем организаций. Эти паспорта включают описание инфраструктуры, структур баз данных, перечни объектов технического обслуживания и пр. Такая информация позволяет строить описания источников данных и способов доступа к ним. Правда, полная автоматизация подготовки паспортов — вопрос ближайших двух лет.
В качестве основы для реализации системы мониторинга были выбраны технологии Microsoft. По словам Михайлова, это объясняется, прежде всего, тем, что основные элементы управления инфраструктурой также базируются на продуктах Microsoft. Кроме того, предлагаемая корпорацией схема лицензирования была признана экономически наиболее приемлемой.
Единый каталог ресурсов городских структур базируется на технологии Microsoft Active Directory. Для управления рабочими местами используется продукт System Management Server (SMS), для управления ИТ-работами — Microsoft Operations Manager (MOM). В качестве инструмента управления серверами различных платформ (в том числе Intel, IBM, Sun Microsystems и др.) применяется Kraftway Management Pack. Поддержка ИТ-службы и пользователей осуществляется с помощью продукта Naumen Service Desk, предоставление информации ИТ-службы пользователям — с помощью Microsoft SharePoint Server. Продукт Microsoft Business Scorecard Manager применяется для анализа основных показателей деятельности ИТ-службы.
В качестве источников данных для паспортов инфраструктурных элементов и приложений выступают Active Directory, SMS, MOM и Service Desk. Через сервис интеграции эти данные поступают в хранилище данных, после чего их можно обрабатывать с помощью витрин данных или предоставлять пользователям посредством порталов на базе SharePoint.
С появлением системы мониторинга к существующим правилам технической политики добавилось новое требование к создаваемым и приобретаемым системам — по интеграции с системой мониторинга. Интеграция с ранее разработанными системами достигается путем создания программных «заплаток» к ним, которые обеспечивают сбор и передачу информации о работе каждого конкретного приложения на специализированный сервер.
Электронное взаимодействие
Для интеграции информационных ресурсов города разрабатывается среда электронного взаимодействия. Проект ее создания является технологической составляющей более общего проекта — метасистемы «Электронная Москва». В рамках этого проекта решается, в том числе, ряд юридических вопросов, возникающих в ходе взаимодействия различных ведомств, между которыми необходимо наладить обмен информацией (например, для реализации услуг «одного окна»). Чтобы снизить количество соглашений, которые необходимо заключать между участниками взаимодействия, было принято решение о том, что одна из сторон — управление информатизации Москвы — возьмет на себя роль оператора, который будет, при необходимости, подписывать соглашения о праве пользования и предоставления информации со всеми другими. Такой подход позволит в сотни раз уменьшить число заключаемых соглашений об информационном обмене. Одна из важных его частей — обеспечение информационной безопасности, в частности, разграничение прав доступа к данным, получаемым из информационных систем городских ведомств.
По словам Михайлова, наибольшие успехи в информационной интеграции сейчас достигнуты в комплексе имущественно-земельных отношений.
Доставка информации в рамках «среды электронного взаимодействия» осуществляется с помощью множества «элементарных» сервисов, основанных на использовании XML-формата обмена данными. Эти сервисы строятся в зависимости от того, какие информационные реквизиты требуются от данной системы. На основе «элементарных» сервисов разрабатываются укрупненные, более интегрированные сервисы и витрины данных. Для хранения сервисов создан специальный депозитарий.
Примечательно, что в городе реализована автоматизированная технология подготовки и выверки регламентов, определяющих источники данных и процедуры для предоставления информации ведомствами. Приоритеты ее внедрения основаны на статистическом анализе востребованности документов гражданами и организациями. «В рамках концепции “одного окна” предусмотрено предоставление заявителям 165 различных документов, — рассказывает Михайлов. — В год город выдает около 4 млн. документов. Реализуемое сейчас автоматическое формировании 16 документов закрывает 60% всего потока, а когда добавим еще 19, охватим уже около 78% всего потока выдаваемых документов, то есть более 3 млн.»
Формулировка принципов
В ходе выполнения ГЦП «Электронная Москва» в 2003—2007 годах были выработаны подходы, которые позволяют на следующем этапе развития повысить эффективность внедрения в городе информационных технологий.
Планирование и реализация проектов. Внедрен проектно-ориентированный принцип. ГЦП структурирована на три направления — основное, вспомогательное и обеспечивающее, внутри которых определены приоритетные проекты, а также их взаимосвязь и этапность выполнения. Следствием перехода на проектно-ориентированный принцип планирования стало повышение целевой ориентации и ясности ежегодных планов ГЦП.
Эксплуатация информационных систем. Введена система паспортизации программно-технических комплексов ведомств, внедряется система их автоматизированного мониторинга, пересмотрен сборник цен и тарифов на эксплуатацию, на этой основе разработана автоматизированная система расчетов эксплуатационных затрат. При росте масштаба и области охвата информационных систем это позволяет контролировать и оптимизировать эксплуатационные расходы.
Проведение единой технической политики. Введены жесткие требования со стороны управления информатизации к наличию и содержанию технической документации на проектирование систем, внедрена практика сводных конкурсов на поставки оборудования и программного обеспечения. Это позволяет поэтапно повышать уровень программно-технической унификации при создании городских информационных систем с целью максимального упрощения последующей эксплуатации и уменьшения эксплуатационных расходов.
Формирование единого информационного пространства города. Много усилий направлено на организацию межведомственного обмена информацией, создаются технологическая и организационная основы этого обмена: метасистема «Электронная Москва» и регламенты информационного взаимодействия ведомств, подлежащие, по мере формирования баз данных, автоматической реализации в рамках метасистемы. Это позволяет постепенно решать главную задачу информатизации — оказание электронных информационных услуг населению, организациям и органам власти.
Все эти подходы положительно себя зарекомендовали и получили одобрение мэра города. Они будут развиваться на следующем этапе информатизации города — в ходе реализации ГЦП «Электронная Москва» на 2008—2010 годы. («ГЦП-2»). Кроме них будут использоваться следующие принципы и подходы.
Структурное деление ГЦП на три направления: основное — информатизация жизнедеятельности города; вспомогательное — автоматизация бизнес-процессов городских органов власти и организаций в объеме, необходимом для эффективного выполнения ими своих функций по реализации основных задач; обеспечивающее — городская ИТ-инфраструктура и технологии, необходимые для реализации задач двух первых направлений.
Принцип отбора и определения приоритетности проектов: сервис-ориентированный подход, суть которого в приоритетной информатизации наиболее востребованных услуг. Для него разработана технологическая платформа: под каждый сервис на ее базе создается и автоматизируется свой информационный регламент, который определяет, какие информационные ресурсы нужно использовать или создавать, кто и в чем задействован в процессе. Этот подход реализуется в рамках проекта «Одно окно», где главным является предоставление госуслуг населению и организациям, при этом автоматизация внутренних административных процессов рассматривается как обеспечивающая и зависимая.
Эксплуатация: полная автоматизация всех процессов мониторинга и обслуживания городской программно-технической инфраструктуры, а также процессов паспортизации систем, расчета и оптимизации бюджетов на их эксплуатацию.
Проведение единой технической политики: жесткие требования к стандартизации проектно-технической документации, максимальное обеспечение программно-технической унификации систем с целью упрощения управления ими, повышения надежности городской информационной среды и оптимизации последующих эксплуатационных расходов; подключение всех объектов информатизации к единой городской мультисервисной транспортной сети в рамках единого адресного пространства; внедрение практики унификации и проведения сводных конкурсов на поставки оборудования и программного обеспечения для информационных систем и объектов, финансируемых вне рамок ГЦП «Электронная Москва».
Формирование единого информационного пространства города: организация межведомственного обмена информацией на основе метасистемы «Электронная Москва» и автоматизированных регламентов информационного взаимодействия ведомств; повсеместное внедрение технологий ввода, хранения и обмена ведомствами информацией в электронном виде; формирование единой технологической системы электронных информационных архивов городских ведомств и организаций; решение стратегической задачи информатизации города — интеграции информационных систем и преодоления межведомственных информационных барьеров.
Управление: внедрение организационной системы и программной среды для автоматизированного управления всем пакетом взаимосвязанных проектов ГЦП-2.
Ранжирование проектов
Рисунок демонстрирует консолидированную оценку проектов для последующего анализа и формирования пакета проектов.
Диаметр «пузырька» характеризует бюджет проекта, его цвет — направление деятельности. Основное направление — обеспечение жизнедеятельности города, вспомогательное — информатизация органов власти и управления; обеспечивающее — инфраструктура города.