Ценность информации растет по мере увеличения скорости и оперативности ее получения. Бизнес-руководству, как правило, все равно, каким образом будет готовиться отчетность, топ-менеджерам важно другое — как скоро появятся нужные отчеты и насколько быстро они будут поступать в их распоряжение. В условиях роста и консолидации бизнеса сложность подготовки оперативной отчетности только возрастает.
Считается, что отчетность, подготовленная по МСФО и подтвержденная аудиторами, гораздо более правильно отражает реальное положение дел в компании, чем отчетность, составленная по российским стандартам, кроме того, она признается российскими и западными инвесторами. Собственно, поэтому в компании «Промсвязькапитал», управляющей небанковскими активами акционеров Промсвязьбанка, решили взять за основу именно международные стандарты и привести все предприятия, принадлежащие «Промсвязькапиталу», к единой методологии и учетной политике для улучшения сравнимости, облегчения подготовки и ускорения отчетности.
Справедливости ради стоит заметить, что если бы специалисты «Промсвязькапитала» не взялись за наведение порядка в консолидации данных, мир не перевернулся бы, а компания продолжала бы еще долго жить и развиваться.
Одним из ключевых элементов при наведении порядка стало внедрение системы для консолидации данных, обусловленное желанием менеджмента и акционеров группы компаний «Промсвязькапитал» получать более достоверную и оперативную информацию по направлениям деятельности. Еще одним мотивом к внедрению системы было то, что подготовка консолидированной отчетности позволяет снизить риски инвесторов, благодаря чему бизнес «Промсвязькапитала» станет для них прозрачнее и привлекательнее.
Критерии отбора
Структура группы живет и постоянно меняется, и эти изменения надо отслеживать, поскольку они могут влиять на методы консолидации. Поэтому одним из ключевых требований к системе была ее гибкость: она должна обеспечивать консолидацию информации не только по заранее определенным разрезам (сегментам, группам и пр.), но и по другим, заранее не известным, потребность в которых может возникнуть, если изменятся обстоятельства бизнеса или приоритеты компании. Для решения подобных задач система должна обладать различными возможностями доработок и настроек, желательно производимых своими силами или, в крайнем случае, силами консультантов, с минимумом трудозатрат. Кроме того, система консолидации должна обеспечить создание единого хранилища данных, а именно эту задачу руководители группы компаний считали ключевой в ходе выбора решения.
Специалисты «Промсвязькапитала» изучили предложения поставщиков практически всех основных систем, представленных на рынке. В результате было принято решение остановиться на продукте «1С: Консолидация 8» компании «1С».
Двухступенчатая схема
После выбора решения и партера была создана рабочая группа, в которую вошли специалисты компаний «Промсвязькапитал», «1С» и «1С-Рарус». Работы по внедрению разделили на три основных этапа, которые заняли несколько месяцев. В ходе первого этапа было подготовлено совместное техническое задание на систему и формализованы все разработанные ранее методики (схема консолидации, порядок расчетов, порядок документооборота и т.д.).
Не обошлось без проблем с компаниями, принадлежащими «Промсвязькапиталу». Методики подготовки отчетности, предложенные им, зачастую противоречили их представлению о том, как следует готовить отчетность. Тем не менее эта проблема не оказала существенного влияния на ход проекта.
Чтобы при обработке и подготовке консолидируемой отчетности в головном офисе специалисты компании могли оперативно консолидировать отчетность в виде единого отчета, была разработана не совсем обычная двухступенчатая методика консолидации. Все предприятия, принадлежащие «Промсвязькапиталу», были разделены на несколько групп. На основе информации от предприятий на местах по каждой группе готовилась консолидированная отчетность, после чего она передавалась в головную компанию. В результате ее специалисты стали получать отчетность не от множества отдельных компаний, а консолидированную, от групп. На уровне управляющей компании отчетность консолидируется по бизнес-сегментам и по группе «Промсвязькапитал» в целом. Разумеется, методическую поддержку процесса, включая разработку регламентов, учетных политик, методик и т.п., взяли на себя специалисты управляющей компании «Промсвязькапитал».
В соответствии с техническим заданием, написанным совместно со специалистами из «1С-Рарус», проводилась доработка системы и внесение в нее изменений для адаптации к требованиям компании «Промсвязькапитал». Эти работы осуществлялись в ходе второго этапа проекта. На третьем этапе началось промышленное тестирование и эксплуатация.
Бета-версия сюрпризов не преподнесла — серьезных ошибок или неожиданных проблем обнаружено не было. К моменту внедрения бета-версия была достаточно проработана и готова к гибким настройкам. В ходе внедрения специалисты управляющей компании общались с «1С» напрямую, это дало возможность разработчикам быстро исправлять мелкие ошибки и оперативно, на конкретных примерах, разбираться, как следует доработать систему.
Достоинства консолидированной информации
Сегодня еще рано говорить об окупаемости проекта. Итоги будут подводиться примерно через год. Тем не менее, уже сейчас можно предположить, что существенная экономия будет достигнута за счет ускорения подготовки консолидированной отчетности. В результате повышения прозрачности компаний, входящих в состав группы «Промсвязькапитал», стало возможным объективнее оценивать их деятельность.
Централизованное хранилище данных позволило более оперативно проводить различные анализы (например, сравнительный план-фактный анализ), которые высоко ценят инвесторы. Кроме того, появилось больше информации, с помощью которой можно выполнять тонкие, «ювелирные» оценки тех или иных предприятий.
Примечательно, что внедрение системы консолидации не привело к сокращению персонала. Напротив, поскольку структура работы изменилась и рутины стало меньше, производительность сотрудников возросла. Большинство финансовых аналитиков «Промсвязькапитала» — специалисты с высшим экономическим образованием, у некоторых научные степени, у всех — дипломы об овладении знаниями по подготовке международной отчетности. Ценные специалисты раньше были вынуждены тратить свое время и силы на техническую работу, которой они в принципе заниматься не должны. Сейчас экономисты стали готовить заметно больше отчетов и аналитических заключений.
Система подтвердила свою гибкость на практике. Правда, за гибкость пришлось «заплатить», потратив много времени на первичное заполнение бизнес-логики, настройку основных отчетов и их взаимосвязей, настройку расчетов показателей и т.д. На эту процедуру ушла большая часть времени проекта, но зато после того как все было настроено, добавление еще одной компании в схему консолидации стало делом нескольких минут.
Задачи на перспективу
Высшему руководству важно получить консолидированную отчетность по группам, бизнес-направлениям, аналитические записки с основными выводами, перечислением болевых точек и проблемных направлений. Начальству все равно, каким образом будет готовиться отчетность, важно другое — как скоро появятся нужные отчеты и насколько быстро они поступят в его распоряжение, поскольку, как известно, ценность информации растет по мере увеличения скорости и оперативности ее получения.
Уже сейчас система производит проверку на ошибки, проверяет корректность составления отчетности и взаимосвязей между данными и т.д. Все это существенно ускоряет подготовку отчетности и помогает выявлять ошибки.
В планах компании есть и внедрение Web-клиента, ожидается, что это решение для взаимодействия компаний с головным сервером позволит еще в большей степени сократить «техническую» работу: специалисты удаленных компаний смогут загрузить информацию и сразу же увидеть свои ошибки, нестыковки и пр. Пока же приходится доставлять отчетность с курьерами или через электронную почту, проверять и в случае неточностей возвращать отчеты на доработку. Также в планах стоит задача масштабирования системы.