Подход к реализации проекта определяет возможность достижения планируемого результата. Об этом свидетельствуют данные исследования консалтинговой компании «Директория». Она выявила некоторые закономерности по итогам изучения ситуации в пятидесяти компаниях Санкт-Петербурга, в которых внедрение информационных систем шло в масштабах всего предприятия и с привлечением сторонних специалистов. «Статистика по другим компаниям, которые реализовывали проект собственными силами или решали узкие задачи, нас в рамках данного исследования не интересовала. Однако у них показатели, характеризующие количество успешных проектов, скорей всего, хуже. Возможно, даже намного хуже», — полагает Игорь Чепуровский, руководитель консалтинговой компании «Директория».
Если руководители компаний затруднились ответить на этот вопрос, то логично предположить, что никаких заметных улучшений не было. Однако в некоторых случаях проект только что завершился или завершался во время проведения исследования. Поэтому итоги не успели подвести.
Были также формальные проекты со «спущенными сверху» целями. Предприятиям в таких случаях сложно понять, зачем вообще было нужно внедрять систему, и уж тем более оценить результаты проекта. И все же нельзя утверждать однозначно, что любой такой проект не приведет к заметным улучшениям хотя бы для головной структуры. Следовательно, утверждать, что улучшения отсутствовали, можно только относительно 32% предприятий и противопоставлять их той части исследуемых компаний, в которых положительные изменения были заметны.
Аналогичные результаты получены при анализе ответов на другой вопрос. Варианты «скорее неуспешен» или «неуспешен» выбрало 30%, а «полностью успешен» или «скорее успешен» — 60%. При этом полностью удовлетворены полученными результатами только 6% компаний.
В любом случае неэффективные инвестиции в автоматизацию управления весьма распространены среди петербургских компаний. Дальнейший анализ результатов опроса показал, что успех или неуспех проекта заложен в подходах к его реализации, которых придерживаются руководители предприятий.
При этом достаточно четко вырисовывается два превалирующих типа компаний. «В нашей выборке довольно много предприятий, которые можно отнести к одному из них», — говорит Чепуровский.
Один тип характеризуется, в частности, четкой и ясной стратегией развития, другой — запутанной или существующей только в виде деклараций стратегией. Все остальные различия, судя по всему, заложены уже в этом.
Исследователи составили рейтинг факторов, влияющих на успешность проекта. На первом месте с большим отрывом оказалось наличие четких целей проекта с точки зрения влияния на бизнес. Далее идут такие факторы, как «проведение изменений в управлении предприятием» и «активная роль руководителя предприятия».
Некоторые факторы получили отрицательные оценки. «Например, жесткое ограничение изначального бюджета, — говорит Чепуровский, — негативно влияет на результаты внедрения системы. Особенно, если учесть, что очень часто меняются цели в процессе реализации проекта».
О важности четких целей и участия первого лица компании в России много говорилось пять-семь назад и даже раньше. В этом нет ничего нового. В данном случае стоит отметить, что по-прежнему руководители многих предприятий не изучают положительный опыт и не учатся на чужих ошибках.
Дмитрий Желвицкий — специальный корреспондент издательства «Открытые системы» в Санкт-Петербурге, zhd@peterstar.ru