К концу 1990-х из-за экономического кризиса объем потребления электроэнергии существенно уменьшился и процесс обновления мощностей РАО «ЕЭС России» практически остановился. В этот период нередко возникали перебои энергоснабжения в регионах, отсутствовала платежная дисциплина, назревал общий энергетический кризис. Предприятия отрасли были непрозрачными в информационном и финансовом плане, отсутствовали стимулы к рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению; был закрыт доступ на рынок для новых, независимых игроков. Кроме того, технологические показатели у российских энергокомпаний были ниже, чем у западных.
Было решено существенно изменить систему государственного регулирования отрасли, сформировать конкурентный рынок электроэнергии и для этого разделить функции естественно-монопольные (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентные (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) и создать структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности (ранее все функции выполняли вертикально-интегрированные компании). Предполагается, что генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в перспективе станут преимущественно частными и будут конкурировать на своих рынках. В естественно-монопольных сферах, напротив, произойдет усиление государственного контроля (см. рисунок).
Планировалось, что РАО ЕЭС прекратит свое существование в прежнем виде в марте 2004 года, однако процесс реформирования затянулся и реально начался только в 2003 году с четырех пилотных проектов, один из которых — реформа ОАО «Калугаэнерго» — был завершен к апрелю 2004 года. В этом же году реформа затронула более 30 компаний, пять из них к концу года были разделены по видам деятельности. В последние месяцы 2004 года созданы первые три ОГК из семи и две ТГК из 14 планируемых, учреждены четыре межрегиональные распределительные сетевые компании. Также функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) системному оператору, безаварийность работы которого была одной из главных задач автоматизации в тот период, так как именно центральное диспетчерское управление (СО-ЦДУ) обеспечивает управление технологическими режимами энергосистем. Все, что связано с коммерческим учетом электроэнергии и диспетчеризацией на различных предприятиях, оснащалось в первую очередь.
В 2005 году реформа охватила большинство энергокомпаний, значительная их часть к концу года была разделена, и к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу — тринадцать ТГК, созданы четыре МРСК. В 2006 — начале 2007 года процесс формирования компаний целевой структуры приблизился к завершению. На начало 2007 года были одобрены проекты реформирования 70 из 71 энергокомпаний, закончено формирование всех шести тепловых ОГК, практически завершен процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных энергокомпаний созданы 55 из 56 запланированных магистральных сетевых компаний. Согласно плану реформы, РАО «ЕЭС России» должно к концу 2008 года прекратить свое существование как самостоятельное юридическое лицо, а его акционеры должны стать владельцами долей во всех ОГК и ТГК.
С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила работы оптового и розничных рынков электроэнергии. На оптовом рынке осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли, запущен спотовый рынок («рынок на сутки вперед»). К 2011 году предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные.
Непрофильный бизнес
Выведение сервисных подразделений за рамки основного бизнеса — характерная черта реформы. В связи с этим во многих вновь образовавшихся компаниях было принято решение о том, что ИТ-подразделения как непрофильный бизнес должны быть выделены в отдельные компании, подобно ремонтным и прочим сервисным подразделениям. Реформирование ИТ-инфраструктуры в качестве приоритетной задачи на сегодняшний день не рассматривается.
Как известно, при выполнении сервисных работ своими силами существует множество способов скрыть затраты, вследствие чего содержание собственных больших подразделений АСУ ложится дополнительным бременем на себестоимость продукции. Передача ИТ-услуг на подряд специализированным компаниям позволит сделать деятельность, связанную с ИТ, гораздо более прозрачной как в финансовом плане, так и с точки зрения управления.
Созданные на основе бывших подразделений АСУ поставщики ИТ-услуг, видимо, будут существенно различаться по роду деятельности: основу деятельности одних будет составлять текущее ИТ-обслуживание пользователей энергокомпаний, в то время как другие будут специализироваться на деятельности по реализации ИТ-проектов в энергетике. И тем и другим предстоит выйти на конкурентный рынок ИТ-услуг.
По мере необходимости
Реформа активизировала деятельность ИТ-служб, однако они были сосредоточены в основном на решении текущих задач автоматизации, используя для этого как тиражируемые продукты, так и собственные разработки, в результате программное обеспечение на предприятиях энергетики разнородно, зачастую плохо совместимо между собой и неинтегрировано. Комплексной автоматизацией предприятия занялись только после появления более или менее четкой картины того, какой станет структура энергетики.
Внедрение новых программных продуктов обычно проводилось без какого-либо согласования с другими предприятиями. Более того, каждое предприятие осуществляло выбор наиболее подходящих для себя информационных систем, как правило, без участия головной структуры, которой требовались только отчеты определенной формы.
Ситуация осложняется тем, что образовавшиеся компании состоят из отдельных акционерных обществ, разбросанных по территории всей страны, состав акционеров которых порой не пересекается. В результате — разная политика, финансовое состояние, да и отношение к ИТ тоже существенно различается. В некоторых компаниях до недавнего времени отсутствовали не только ИТ-стратегия, но и ИТ-бюджеты. Состояние ИТ-инфраструктуры также нередко оставляет желать лучшего.
В рамках проекта по созданию единой цифровой сети связи для РАО «ЕЭС России», начатого в 2003 году, планируется построение базовой телекоммуникационной инфраструктуры, которая послужит основой для передачи сигналов телеметрии, для телефонной, селекторной и видеоконференц-связи. Единая цифровая сеть связи будет обладать высокой пропускной способностью, возможностью обработки мультисервисных информационных потоков, полностью отвечать требованиям управляемости и надежности. Сеть создается на базе смешанной радиально-кольцевой топологии с резервированием каналов связи на транспортном уровне. Она строится по иерархическому принципу с ориентацией на административно-диспетчерскую структуру управления отраслью. Узлы сети будут расположены на предприятиях электроэнергетики, для их объединения намечено задействовать арендованные каналы передачи данных, в том числе спутниковые. На «последней миле» применят кабельные, радиорелейные и волоконно-оптические технологии доступа.
В 2005 году инвестиции в отрасль составили 2 млрд. долл., в 2006 году — 6 млрд. долл., а в 2007 году, по мнению руководства РАО, они вырастут сразу до 20 млрд. долл. В нынешнем году энергохолдинг планирует массовый вывод компаний на IPO — намечено 15 таких проектов, это принесет около 15 млрд. долл.
Объем инвестиционной программы РАО «ЕЭС России» на период до 2011 года, предполагающей строительство 41 тыс. МВт новых энергомощностей (для сравнения: с 1990 года в России введено в эксплуатацию всего 23 тыс. МВт мощностей), составит 3,1 трлн. руб., при этом в строительство новых энергоблоков генерирующие компании вложат более 1,6 трлн. руб. Значительная часть новых мощностей будет построена на базе действующих электростанций. На развитие электросетевой инфраструктуры до 2011 года будет направлено 1,3 трлн. руб.