Задачи, которые российские руководители считают для себя первоочередными, определяются динамикой отечественной бизнес-среды. Движущими факторами сегодня выступают активный рост предприятий и организаций, консолидация бизнеса и процессы слияния и поглощения, интенсивное развитие региональных филиалов и представительств, поиск инвесторов, размещение акций предприятий на биржах. Немаловажную роль играет и продолжающееся на многих предприятиях организационное становление ИТ-служб и управления ИТ на самых разных уровнях — от определения роли ИТ в бизнес-модели и стратегии предприятия, выработки самой ИТ-стратегии, а также механизмов принятия наиболее важных решений, имеющих непосредственное отношение к ИТ, до выстраивания ИТ-процессов и реализации оперативной ИТ-поддержки работников предприятия.
«ИТ-руководителю необходимо заниматься всеми вопросами и проблемами. Причем их приоритетность зависит от конкретной ситуации», — отмечает Сергей Кирюшин, заместитель генерального директора и директор департамента информационных технологий Аэрофлота.
Например, при переходе ИТ-директора на новую работу важнейшими будут ревизия и инвентаризация существующих дел в ИТ-службе и бизнес-процессов, анализ нормативной базы, разработка стратегии развития ИТ и защита ее перед советом директоров, затем — реализация ИТ-стратегии, в том числе путем проведения кадровой реорганизации в ИТ-службе. В ходе реализации стратегии, равно как и при повседневной работе, к этим задачам добавляются построение современной и надежной ИТ-инфраструктуры; внедрение новых функций бизнес-приложений; выстраивание и регламентация эффективных ИТ-процессов, процессов взаимодействия с бизнес-подразделениями; отслеживание тенденций развития ИТ-рынка. Кроме того, уверен Кирюшин, необходимо заниматься вопросами информационной безопасности.
Марина Аншина, начальник управления ИТ компании «Сибур — русские шины», приоритетным для себя считает широкий круг вопросов. Это разработка, реализация и контроль ИТ-стратегии и ее увязывание со стратегией бизнеса, оценка и контроль ИТ-процессов; взаимодействие с контрагентами предприятия; ИТ-услуги и формализация взаимоотношений с бизнесом на основе SLA; ИТ-проекты, минимизация связанных с ними рисков и повышение качества проектной деятельности; оценка эффективности ИТ-проектов и процессов, обоснование деятельности в области ИТ как приносящей реальную пользу бизнесу. Далеко не последнее место занимают проектирование ИТ-архитектуры компании, адекватной уровню развития бизнеса, его стратегии, специфике рынка. Она уделяет большое внимание воспитанию ИТ-специалистов не только как технических профессионалов, но и как экспертов в области предоставления услуг. Конечно же, отмечает Аншина, необходима также развивающая и поддерживающая работа с пользователями.
Сергей Голубицкий, ИТ-директор сибирского дистрибутора периодики АРПИ «Сибирь», на первое место ставит задачи выработки ИТ-стратегии, исходя из планов развития бизнеса; повышение статуса ИТ-подразделения в компании; работу с персоналом; выработку SLA, модернизацию ИТ-подразделения (в том числе с использованием методик ITIL/ITSM) в зависимости от требований бизнеса.
Антон Заруев, ИТ-директор оптово-розничного книготоргового предприятия «Топ-книга», выделяет построение работы ИТ-департамента, его отношений внутри компании как партнера по бизнесу с целью создания и поддержания конкурентных преимуществ; экономическую оценку деятельности, связанной с построением и изменением бизнес-процессов (в том числе с использованием ИТ); повышение качества ИТ-проектов; внедрение и контроль SLA хотя бы по ключевым ИТ-услугам; организацию эффективного обучения и поддержки конечных пользователей; описание, поддержание ИТ-инфраструктуры компании в актуальном состоянии и ее развитие.
Для Константина Дурнецова, ИТ-директора группы компаний ЗТО (специализирующейся на проектировании и оснащении оборудованием предприятий общественного питания) в числе приоритетных направлений — оптимизация бизнес-процессов; повышение уровня зрелости ИТ в компании и внедрение электронного документооборота.
Александр Зоркольцев, начальник отдела автоматизации Новосибирского филиала Банка Москвы, особо отмечает повышение роли ИТ-подразделений, управление ИТ-бюджетом и работу с кадрами. Виталий Зюляев, начальник службы администрирования УК «Оберон», выделяет кадровые вопросы, управляемость ИТ-инфраструктуры и оптимизацию ИТ-услуг в соответствии с требованиями бизнеса.