На менеджерские и руководящие должности, как правило, выходят те, кто сочетает в себе опыт использования ИТ в бизнесе и умение выстраивать долгосрочные конструктивные отношения с людьми, оказывая серьезное влияние на них. Продвижению на руководящие посты способствуют знания в областях, требующих тесного взаимодействия с топ-менеджерами и бизнес-пользователями (управление бизнес-процессами, проектами, внедрение системы масштаба предприятия и пр.). Откровенно мешает ИТ-карьере отсутствие всякого интереса к нуждам и потребностям бизнес-пользователей и концентрация исключительно на решении технических проблем.
Чтобы удержать и упрочить свои позиции, ИТ-руководителю необходимо прежде всего осознать особенность своего положения: заняв кресло ИТ-директора, он стал менеджером, правда, не самым высокопоставленным на предприятии. Это означает, во-первых, что ему нужно хорошо владеть навыками «классического» менеджмента (в том числе краткосрочного и стратегического планирования, выстраивания бизнес-процессов, организации и ведения проектов, управления кадрами внутри ИТ-службы, управления финансами подразделения и пр.). Разумеется, ему необходимо отказаться от роли старшего системного администратора, делегировав соответствующие обязанности и полномочия своим специалистам и сконцентрироваться на решении принципиальных вопросов, касающихся ИТ-поддержки бизнеса. Ну и, конечно же, ИТ-менеджер не должен выполнять за своих сотрудников работу, которую они в состоянии сделать сами.
Во-вторых, ИТ-менеджеру нужно научиться выглядеть и вести себя так же, как руководители других функциональных структур предприятия. Бизнес-менеджеры не воспримут ИТ-менеджера равным себе, если он окажется слишком непохожим на них и не научится премудростям, которыми владеют они: умению убеждать, настаивать, выявлять интересы, цели и задачи различных подразделений и их руководителей, находить союзников, создавать альянсы, проводить кампании в поддержку своих идей, влиять не только на равных себе по уровню, но и на вышестоящих менеджеров. Само собой, ИТ-руководитель не сможет говорить на равных с другими менеджерами, если имеет лишь смутное представление о том, как работает предприятие, благодаря чему добивается успеха, что сдерживает его развитие и каким образом можно стимулировать рост его бизнеса.
В-третьих, нужно уметь отстаивать интересы своего предприятия и ИТ-службы в ходе взаимодействия с поставщиками технологий и ИТ-услуг. Сделать это будет проще, если удастся производить на поставщиков впечатление респектабельного, влиятельного менеджера (очень важно при этом, чтобы это впечатление отражало реальное, а не желаемое положение вещей). Разумеется, в отношениях с поставщиками важно уметь торговаться и договариваться, находя взаимоприемлемые компромиссы.
Чтобы не дать обмануть себя, полезно изучить широкий круг вопросов, связанных с ИТ, на уровне базовых понятий и ключевых принципов (детальное знание технологий и методик следует оставить ИТ-специалистам узких профилей). Это поможет не только вести эффективные переговоры с поставщиками, но и четко ориентироваться в технологиях и тенденциях их развития, оценивая их пригодность и полезность применительно к особенностям и задачам конкретного предприятия. Способствовать этому будет также знание опыта успешного решения схожих проблем другими предприятиями.